Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Урок 61. Лексикология (лексика) и фразеология
Цели урока: 1) повторить определения лексикологии и фразеологии как разделов науки о языке; 2) уяснить, что слово может быть однозначным и многозначным, иметь прямое и переносное значение; повторить определения омонимов, синонимов, антонимов, общеупотребительных и не общеупотребительных слов, исконно русских и заимствованных, устаревших и неологизмов; 3) совершенствовать умения определять лексическое и грамматическое значение слов, находить в тексте слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и синонимические ряды, омонимы, профессиональные, заимствованные, устаревшие слова, фразеологические обороты, выяснять значение устаревших, заимствованных слов, подбирать профессиональные слова.
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик рассказывает теоретический материал по теме «Фонетика и графика». Класс рецензирует ответ.
Второй ученик записывает слово праздник в фонетической транскрипции, указывает количество букв и звуков в словах говорят, любим и в словоформе на неё.
Третий ученик объясняет пропущенные знаки препинания в тексте Ю. П. Яковлева (упр. 230).
Четвёртый ученик выписывает из первого абзаца (упр. 230) слова, в которых буквы е, ю, я обозначают мягкость предшествующих согласных, слова, в которых буквы ю, е обозначают два звука.
II. Закрепление материала и приведение его в систему.
1. Беседа по вопросам и заданиям, которые проецируются на доску:
— Что такое лексикология?
— Что такое лексическое значение? Приведите примеры.
— Расскажите об однозначных и многозначных словах. Найдите в толковом словаре (с. 205 — 206 учебника) по два однозначных и многозначных слова. Составьте с ними словосочетания или предложения.
— Приведите примеры прямого и переносного значения слова. На чём основано переносное значение?
— Что такое омонимы? Приведите примеры.
— Какие слова называются синонимами? Для чего они необходимы?
— Какие слова называются антонимами? Приведите примеры антонимов, пользуясь словарём антонимов М. Р. Львова или Л. А. Введенской.
— Расскажите об общеупотребительных, диалектных, профессиональных словах. Объясните, с какой целью используются эти слова.
— Расскажите, почему изменяется словарный состав языка и заимствуются слова из других языков. Приведите примеры устаревших слов, неологизмов, исконно русских слов и заимствованных, объясните причины их употребления.
— Расскажите о фразеологических оборотах, приведите примеры, пользуясь «Школьным фразеологическим словарём русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова.
2. Учащиеся читают и анализируют теоретический материал на с. 164, § 42.
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 231 учащиеся устно делают пунктуационный анализ текста, объясняют правописание слов с пропущенными буквами, выписывают синонимы, указывают их различия.
Рекомендации учителю: следует выполнять упр. 231 со «Словарём синонимов» В. Н. Клюевой или со «Словарём синонимов» под редакцией А. П. Евгеньевой.
2. Из упр. 232 учащиеся выписывают фразеологические обороты, объясняют значение и происхождение устойчивых словосочетаний, в работе используют «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова. Устно указывают слова, употреблённые в переносном значении, объясняют, на чём оно основано.
Учащиеся обнаруживают в тексте упр. 232 слова, которые входят в данные синонимические ряды:
а) кое-как, как-нибудь, спустя рукава;
б) любить, боготворить, души не чаять.
3. В упр. 233 девятиклассники устно делают орфографический и пунктуационный анализ текста, отвечают на вопрос:
— Почему композитор Георгий Свиридов восхищался тем, что в маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» уличный скрипач слепой?
Учащиеся выписывают из текста упр. 233 профессиональные слова, записывают ещё пять-шесть музыкальных терминов.
4. В упр. 234 учащиеся устно отвечают на вопросы:
— Какие типы речи употреблены в тексте?
— Какие из выделенных наименований являются устаревшими?
— Какие из них вышли из употребления? В связи с исчезновением обозначаемых ими предметов, профессий или по другим причинам?
— Есть ли слова, вытесненные из активного употребления синонимами?
Учащиеся выписывают устаревшие местоимения из упр. 234 в начальной форме.
5. Из упр. 236 учащиеся выписывают заимствованные слова, определяют и записывают основную мысль текста.
6. Работа с записанными на доске заимствованными словами: сентиментальный, апатия, легенда, оптимистический, монумент, перспектива, аргумент, гуманный, мемуары, тенденция.
Задание: подберите синонимы к заимствованным словам.
7. Учащиеся составляют словосочетания, в которых каждое слово будет употреблено в прямом и переносном значении. Слова проецируются на доску: иголка, золотой, крепкий, свежий, голова, осветить.
8. Самостоятельная работа (из четырёх заданий).
На доске записаны слова с пропущенными буквами: еж..вика, парч..вый, лак..ровать, мур..вей, грош..вый, ш..рох.
Первое задание: спишите слова, вставляя пропущенные буквы, обозначьте графически орфограммы, определите лексическое и грамматическое значение данных слов.
Второе задание: сделайте лексический разбор двух слов (по выбору учащихся).
Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить порядок лексического разбора слова, план которого дан на с. 194 учебника.
Третье задание (редактирование): исправьте ошибки в словосочетаниях (можно предложить учащимся задание на карточках).
Огромная брошюра, очень прекрасный цветок, молодой юноша, гигантский небоскрёб, ихние овраги, моя автобиография, увеличить уровень, играть значение, большинство времени.
Четвёртое задание: напишите сочинение-миниатюру, используя фразеологические обороты: мутить воду, два сапога пара, сломя голову, делать из мухи слона и др.
Тестовые задания
1. Укажите слова и словоформы, которые употреблены в переносном значении.
Ответ: в, е, ж.
2. Укажите слова, которые употреблены в прямом значении.
Ответ: б, в, г, е, ж.
3. Укажите слова, которые в предложении являются омонимами.
Ответ: г — ж.
4. Укажите предложения, в которых употреблено устаревшее слово.
а) Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны
Приехать завтра до рассвета...
б) Служил я теперича в земском суде заседателем.
в) Сильнее запах тополиный
Средь наступившей тишины...
г) Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес.
Ответ: б, г.
5. Укажите в предложении синонимы.
ждали чьего-то гневного, оглушительно грозного приказания. Ответ: ж, и.
6. Укажите пословицы, в которых имеются антонимы.
а) Любишь кататься, люби и саночки возить.
б) Любишь брать, люби и отдавать.
в) Много прочёл, да мало учёл.
г) Лошадка упряма, да везёт прямо.
Ответ: б, в.
7. Укажите слово(а), заимствованное(ые) из английского языка.
а) дирижёр
б) хоккей
в) вахтёр
г) хобби
Ответ: б, г.
8. Укажите фразеологические обороты.
а) Держать в руках палку.
б) Держать себя в руках.
в) Делать из мухи слона.
г) Делать из бумаги цветы.
Ответ: б, в.
9. Укажите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.
а) Этот его поступок остался безнаказанным.
б) Областной учительский форум закончился.
в) Художник наносил на холст экономные мазки.
г) Произнесли тост в честь новорождённого.
Ответ: а, б.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: § 42, упр. 235.