Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Урок 61. Лексикология (лексика) и фразеология

Цели урока: 1) повторить определения лексикологии и фразеологии как разделов науки о языке; 2) уяснить, что слово может быть однозначным и многозначным, иметь прямое и переносное значение; повторить определения омонимов, синонимов, антонимов, общеупотребительных и не общеупотребительных слов, исконно русских и заимствованных, устаревших и неологизмов; 3) совершенствовать умения определять лексическое и грамматическое значение слов, находить в тексте слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и синонимические ряды, омонимы, профессиональные, заимствованные, устаревшие слова, фразеологические обороты, выяснять значение устаревших, заимствованных слов, подбирать профессиональные слова.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает теоретический материал по теме «Фонетика и графика». Класс рецензирует ответ.

Второй ученик записывает слово праздник в фонетической транскрипции, указывает количество букв и звуков в словах говорят, любим и в словоформе на неё.

Третий ученик объясняет пропущенные знаки препинания в тексте Ю. П. Яковлева (упр. 230).

Четвёртый ученик выписывает из первого абзаца (упр. 230) слова, в которых буквы е, ю, я обозначают мягкость предшествующих согласных, слова, в которых буквы ю, е обозначают два звука.

II. Закрепление материала и приведение его в систему.

1. Беседа по вопросам и заданиям, которые проецируются на доску:

— Что такое лексикология?

— Что такое лексическое значение? Приведите примеры.

— Расскажите об однозначных и многозначных словах. Найдите в толковом словаре (с. 205 — 206 учебника) по два однозначных и многозначных слова. Составьте с ними словосочетания или предложения.

— Приведите примеры прямого и переносного значения слова. На чём основано переносное значение?

— Что такое омонимы? Приведите примеры.

— Какие слова называются синонимами? Для чего они необходимы?

— Какие слова называются антонимами? Приведите примеры антонимов, пользуясь словарём антонимов М. Р. Львова или Л. А. Введенской.

— Расскажите об общеупотребительных, диалектных, профессиональных словах. Объясните, с какой целью используются эти слова.

— Расскажите, почему изменяется словарный состав языка и заимствуются слова из других языков. Приведите примеры устаревших слов, неологизмов, исконно русских слов и заимствованных, объясните причины их употребления.

— Расскажите о фразеологических оборотах, приведите примеры, пользуясь «Школьным фразеологическим словарём русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова.

2. Учащиеся читают и анализируют теоретический материал на с. 164, § 42.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 231 учащиеся устно делают пунктуационный анализ текста, объясняют правописание слов с пропущенными буквами, выписывают синонимы, указывают их различия.

Рекомендации учителю: следует выполнять упр. 231 со «Словарём синонимов» В. Н. Клюевой или со «Словарём синонимов» под редакцией А. П. Евгеньевой.

2. Из упр. 232 учащиеся выписывают фразеологические обороты, объясняют значение и происхождение устойчивых словосочетаний, в работе используют «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова. Устно указывают слова, употреблённые в переносном значении, объясняют, на чём оно основано.

Учащиеся обнаруживают в тексте упр. 232 слова, которые входят в данные синонимические ряды:

а) кое-как, как-нибудь, спустя рукава;

б) любить, боготворить, души не чаять.

3. В упр. 233 девятиклассники устно делают орфографический и пунктуационный анализ текста, отвечают на вопрос:

— Почему композитор Георгий Свиридов восхищался тем, что в маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» уличный скрипач слепой?

Учащиеся выписывают из текста упр. 233 профессиональные слова, записывают ещё пять-шесть музыкальных терминов.

4. В упр. 234 учащиеся устно отвечают на вопросы:

— Какие типы речи употреблены в тексте?

— Какие из выделенных наименований являются устаревшими?

— Какие из них вышли из употребления? В связи с исчезновением обозначаемых ими предметов, профессий или по другим причинам?

— Есть ли слова, вытесненные из активного употребления синонимами?

Учащиеся выписывают устаревшие местоимения из упр. 234 в начальной форме.

5. Из упр. 236 учащиеся выписывают заимствованные слова, определяют и записывают основную мысль текста.

6. Работа с записанными на доске заимствованными словами: сентиментальный, апатия, легенда, оптимистический, монумент, перспектива, аргумент, гуманный, мемуары, тенденция.

Задание: подберите синонимы к заимствованным словам.

7. Учащиеся составляют словосочетания, в которых каждое слово будет употреблено в прямом и переносном значении. Слова проецируются на доску: иголка, золотой, крепкий, свежий, голова, осветить.

8. Самостоятельная работа (из четырёх заданий).

На доске записаны слова с пропущенными буквами: еж..вика, парч..вый, лак..ровать, мур..вей, грош..вый, ш..рох.

Первое задание: спишите слова, вставляя пропущенные буквы, обозначьте графически орфограммы, определите лексическое и грамматическое значение данных слов.

Второе задание: сделайте лексический разбор двух слов (по выбору учащихся).

Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить порядок лексического разбора слова, план которого дан на с. 194 учебника.

Третье задание (редактирование): исправьте ошибки в словосочетаниях (можно предложить учащимся задание на карточках).

Огромная брошюра, очень прекрасный цветок, молодой юноша, гигантский небоскрёб, ихние овраги, моя автобиография, увеличить уровень, играть значение, большинство времени.

Четвёртое задание: напишите сочинение-миниатюру, используя фразеологические обороты: мутить воду, два сапога пара, сломя голову, делать из мухи слона и др.

Тестовые задания

1. Укажите слова и словоформы, которые употреблены в переносном значении.

Ответ: в, е, ж.

2. Укажите слова, которые употреблены в прямом значении.

  Ответ: б, в, г, е, ж.

3. Укажите слова, которые в предложении являются омонимами.

Ответ: г — ж.

4. Укажите предложения, в которых употреблено устаревшее слово.

  а) Теперь сомненья решены:

  Они на мельницу должны

  Приехать завтра до рассвета...

  б) Служил я теперича в земском суде заседателем.

  в) Сильнее запах тополиный

Средь наступившей тишины...

  г) Навис покров угрюмой нощи

  На своде дремлющих небес.

   Ответ: б, г.

5. Укажите в предложении синонимы.

  ждали чьего-то гневного, оглушительно грозного приказания. Ответ: ж, и.

6. Укажите пословицы, в которых имеются антонимы.

  а) Любишь кататься, люби и саночки возить.

  б) Любишь брать, люби и отдавать.

  в) Много прочёл, да мало учёл.

  г) Лошадка упряма, да везёт прямо.

Ответ: б, в.

7. Укажите слово(а), заимствованное(ые) из английского языка.

  а) дирижёр

  б) хоккей

  в) вахтёр

  г) хобби

  Ответ: б, г.

8. Укажите фразеологические обороты.

  а) Держать в руках палку.

  б) Держать себя в руках.

  в) Делать из мухи слона.

  г) Делать из бумаги цветы.

  Ответ: б, в.

9. Укажите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

а) Этот его поступок остался безнаказанным.

б) Областной учительский форум закончился.

в) Художник наносил на холст экономные мазки.

г) Произнесли тост в честь новорождённого.

Ответ: а, б.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: § 42, упр. 235.