Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Урок 62. Морфемика. Словообразование

Цели урока: 1) повторить определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке, определение морфемы, назначение значимых частей слова, способы образования слов (продуктивные и непродуктивные), порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора; 2) совершенствовать умения членить слова на морфемы, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, группировать слова по способам их образования, подбирать слова, образованные продуктивными способами, производить разбор слова по составу.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик выписывает из упр. 235 слова, которые заимствованы недавно, в последние годы, делает лексический разбор двух слов.

Второй ученик читает слова из упр. 235, учащиеся следят за соблюдением норм ударения, делают замечания.

II. Повторение темы «Морфемика. Словообразование».

1. Учащиеся читают, анализируют теоретический материал § 43 — 44, готовятся к устному фронтальному опросу.

2. Учитель проводит устный фронтальный опрос:

— Что изучается в разделах «Морфемика», «Словообразование»?

— Что такое морфема? Назовите морфемы и дайте определение каждой из них.

— Что называется основой слова?

— Какова функция каждой из значимых частей слова?

— Определите, чем различаются однокоренные слова и формы одного и того же слова.

— Перечислите порядок разбора слова по составу, словообразовательного разбора.

— Расскажите о способах образования слов, назовите продуктивные и непродуктивные способы.

III. Тренировочные упражнения.

1. Из упр. 237 ученики выписывают слова, вставляя пропущенные буквы, обозначают морфемы.

2. Выборочный диктант (упр. 238).

Учащиеся выписывают в первый столбик формы одного и того же слова, обозначают окончание, во второй столбик выписывают однокоренные слова, обозначают в них суффиксы и приставки.

3. В упр. 240 учащиеся делают устно орфографический и пунктуационный анализ текста, находят в тексте слово, состоящее из приставки, корня, трёх суффиксов, разбирают его по составу.

4. В упр. 241 учащиеся делят текст на два абзаца, устно объясняют пропущенные орфограммы, пунктограммы, выписывают слова с корнем род, обозначают морфемы в этих словах.

5. Устный рассказ учащегося о способах образования самостоятельных частей речи по таблице в упр. 242. Учащиеся записывают свои примеры слов, образованных с помощью каждого из этих способов, обозначают части слова.

6. В упр. 243 учащиеся устно называют продуктивные способы образования новых слов, записывают по пять слов, иллюстрирующих каждый способ, указывают, в какие группы своих примеров включили слова вежливость, бездоказательный, выпускник, девятиклассник, собеседник, тишь.

7. В упр. 244 учащиеся доказывают, к какому стилю относится текст, находят слова, образованные присоединением: а) приставки; б) суффикса; в) сложением.

8. Самостоятельная работа по вариантам. Задания проецируются на доску.

Вариант I

1. Разберите по составу слова.

Вплотную, заречный, подоконник, языковед, убежать.

2. Чем различаются по способу словообразования слова в следующих словосочетаниях?

Мастерская работа — часовая мастерская;

военный человек — военный в отпуске;

столовая комната — идти в столовую.

3. Сделайте словообразовательный разбор слов.

Исследователь, соученик, приводниться, маслобойня, антифашист.

Вариант II

1. Разберите по составу слова.

  Берёзовый, переход, вкрутую, перегрузка, писать.

2. Различаются ли данные слова по способу образования, и если различаются, то чем?

Свежесобранный, быстродействующий, свежемороженый, вечноцветущий, буро-зелёный, двухкорпусный, глубокоуважаемый, животрепещущий, учебно-воспитательный.

3. Сделайте словообразовательный разбор слов.

Биосфера, возвышается, антициклон, труженик, приблизиться.

Тестовые задания

1. Укажите слова, образованные при помощи приставки.

а) разбежаться

б) небезопасный

в) забавлять

г) презабавный

  Ответ: б, г.

2. Выпишите формы одного и того же слова.

а) лесник

б) перелесок

в) о леснике

г) лесником

   Ответ: а, в, г.

3. Каким способом образованы слова городишко, грузчик, беленький?

а) сложением

б) приставочным

в) приставочно-суффиксальным

г) суффиксальным

  Ответ: г.

4. Какое из данных слов является родственным слову нос?

  а) носильщик

  б) переносица

  в) поднос

  г) подношение

  Ответ: б.

5. Укажите слова, образованные при помощи суффикса.

  а) солдатский

  б) универсам

  в) ползком

  г) сослуживец

  Ответ: а, в.

6. Определите, в каких словах верно указан корень.

  а) расставание

  б) произрастание

  в) ярость

  г) необозримый

Ответ: б, в.

7. Укажите слово(а), которое(ые) образовано(ы) путём перехода одной части речи в другую.

  а) непогода

  б) мороженое

  в) футболист

  г) учительская

  Ответ: б, г.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: § 43, 44, упр. 239, 245.