Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Урок 63. Морфология

Цели урока: 1) повторить определение морфологии как раздела науки о языке, общие признаки частей речи, три группы частей речи в русском языке, самостоятельные части речи (изменяемые и неизменяемые), служебные, морфологические признаки частей речи, синтаксическую роль частей речи, порядок морфологического разбора слов самостоятельных и служебных частей речи; 2) совершенствовать умения определять принадлежность слова к части речи, группировать слова по частям речи, производить морфологический разбор указанных слов, находить и исправлять ошибки в указанных определениях морфологии.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик знакомит одноклассников с таблицей «Орфограммы — гласные буквы в корнях с чередованием о — а, е — и» (упр. 239), читает примеры, называет условия выбора правильных написаний. Учащиеся оценивают его ответ.

Второй ученик записывает на доске слова с корнем дом из упр. 245, обозначает в них морфемы, называет способ образования слов.

Третий ученик излагает сжато содержание текста М. Исаковского (упр. 245), определяет тему и главную мысль текста. Класс рецензирует ответ.

II. Повторение материала по морфологии.

1. Учащиеся читают и анализируют материал § 45.

2. Учитель проводит устный фронтальный опрос:

— Дайте определение морфологии как раздела науки о языке.

— Назовите общие признаки частей речи.

— Укажите группы частей речи в русском языке.

— Перечислите изменяемые и неизменяемые части речи, назовите морфологические признаки частей речи, укажите синтаксическую роль самостоятельных частей речи.

— Перечислите служебные части речи, укажите их синтаксическую роль.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 246 учащиеся заполняют таблицу «Части речи в русском языке».

2. Выборочный диктант (упр. 247).

Учащиеся из текста А. Н. Толстого выписывают отдельно причастия и прилагательные, обозначают условия выбора букв н — нн в суффиксах причастий и прилагательных, указывают качественные прилагательные.

3. Устно анализируют текст по плану, данному на с. 199 учебника.

4. Из упр. 249 выписывают служебные слова, распределив их на две группы: слова, служащие для связи слов, — в словосочетании, в предложении.

5. Ученики находят и исправляют ошибки в указанных определениях морфологии (упр. 251).

6. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием.

Было время, когда человек был не великаном, а как бы карликом, не хозяином природы, а её послушным рабом.

У него было так же мало свободы, как у любого зверя или птицы...

Но разве звери или птицы не свободны? Разве какая-нибудь белка, которой ничего не стоит перемахнуть с дерева на дерево, живёт в лесу не на свободе? Разве дятел, который с таким увлечением выстукивает облюбованную им берёзу, привязан к этой берёзе цепью?

Да, белка живёт в лесу не на воле, а в клетке, а дятел сидит на цепи, только это невидимая клетка и невидимая цепь.

(М. Д. Ильин)

Грамматические задания:

1. Подчеркните в третьем абзаце диктанта одной чертой самостоятельные части речи, двумя — служебные.

2. Сделайте морфологический разбор самостоятельной части речи (по выбору учащихся).

Рекомендации учителю: перед написанием диктанта следует повторить порядок морфологического разбора слов самостоятельных и служебных частей речи на с. 199 — 201 учебника.

Тестовые задания

1. Укажите служебную часть речи.

а) наречие

б) предлог

в) деепричастие

г) глагол

  Ответ: б.

2. Укажите ошибку в определении частей речи.

Вокруг дома росли кусты сирени.

а) кусты — имя существительное

б) росли — глагол

в) дома — имя существительное

г) вокруг — наречие

  Ответ: г.

3. Укажите вариант, где все слова являются предлогами.

а) ото, когда, в

б) передо, из-за, в

в) вокруг, на, кто-то

г) но, который, пред

  Ответ: б.

4. Какой признак не является общим для причастия и прилагательного?

а) изменяются по родам

б) изменяются по временам

  в) отвечают на один и тот же вопрос

  г) имеют краткую и полную форму

  Ответ: б.

5. Укажите словосочетание с деепричастием.

  а) ударивший ночью

  б) очарованный картиной

  в) размышляя об экзамене

  г) прикоснувшийся к губам

Ответ: в.

6. Укажите причастия.

  а) стараясь

  б) рывший

  в) увиденный

  г) мокнем

  Ответ: б, в.

7. Укажите глаголы с буквой е в окончании.

  а) вывед..т

  б) езд..т

  в) догон..т

  г) зате..т

Ответ: а, г.

8. В каком предложении выделенное слово — наречие?

  а) Собрание удивлено.

  б) Оратор говорил убеждённо.

  в) Лица у всех были сосредоточенны.

  г) Мы вошли в пустую комнату.

  Ответ: б.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: § 45, упр. 248, 250.