Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Урок 63. Морфология
Цели урока: 1) повторить определение морфологии как раздела науки о языке, общие признаки частей речи, три группы частей речи в русском языке, самостоятельные части речи (изменяемые и неизменяемые), служебные, морфологические признаки частей речи, синтаксическую роль частей речи, порядок морфологического разбора слов самостоятельных и служебных частей речи; 2) совершенствовать умения определять принадлежность слова к части речи, группировать слова по частям речи, производить морфологический разбор указанных слов, находить и исправлять ошибки в указанных определениях морфологии.
I. Проверка домашнего задания.
Первый ученик знакомит одноклассников с таблицей «Орфограммы — гласные буквы в корнях с чередованием о — а, е — и» (упр. 239), читает примеры, называет условия выбора правильных написаний. Учащиеся оценивают его ответ.
Второй ученик записывает на доске слова с корнем дом из упр. 245, обозначает в них морфемы, называет способ образования слов.
Третий ученик излагает сжато содержание текста М. Исаковского (упр. 245), определяет тему и главную мысль текста. Класс рецензирует ответ.
II. Повторение материала по морфологии.
1. Учащиеся читают и анализируют материал § 45.
2. Учитель проводит устный фронтальный опрос:
— Дайте определение морфологии как раздела науки о языке.
— Назовите общие признаки частей речи.
— Укажите группы частей речи в русском языке.
— Перечислите изменяемые и неизменяемые части речи, назовите морфологические признаки частей речи, укажите синтаксическую роль самостоятельных частей речи.
— Перечислите служебные части речи, укажите их синтаксическую роль.
III. Тренировочные упражнения.
1. В упр. 246 учащиеся заполняют таблицу «Части речи в русском языке».
2. Выборочный диктант (упр. 247).
Учащиеся из текста А. Н. Толстого выписывают отдельно причастия и прилагательные, обозначают условия выбора букв н — нн в суффиксах причастий и прилагательных, указывают качественные прилагательные.
3. Устно анализируют текст по плану, данному на с. 199 учебника.
4. Из упр. 249 выписывают служебные слова, распределив их на две группы: слова, служащие для связи слов, — в словосочетании, в предложении.
5. Ученики находят и исправляют ошибки в указанных определениях морфологии (упр. 251).
6. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием.
Было время, когда человек был не великаном, а как бы карликом, не хозяином природы, а её послушным рабом.
У него было так же мало свободы, как у любого зверя или птицы...
Но разве звери или птицы не свободны? Разве какая-нибудь белка, которой ничего не стоит перемахнуть с дерева на дерево, живёт в лесу не на свободе? Разве дятел, который с таким увлечением выстукивает облюбованную им берёзу, привязан к этой берёзе цепью?
Да, белка живёт в лесу не на воле, а в клетке, а дятел сидит на цепи, только это невидимая клетка и невидимая цепь.
(М. Д. Ильин)
Грамматические задания:
1. Подчеркните в третьем абзаце диктанта одной чертой самостоятельные части речи, двумя — служебные.
2. Сделайте морфологический разбор самостоятельной части речи (по выбору учащихся).
Рекомендации учителю: перед написанием диктанта следует повторить порядок морфологического разбора слов самостоятельных и служебных частей речи на с. 199 — 201 учебника.
Тестовые задания
1. Укажите служебную часть речи.
а) наречие
б) предлог
в) деепричастие
г) глагол
Ответ: б.
2. Укажите ошибку в определении частей речи.
Вокруг дома росли кусты сирени.
а) кусты — имя существительное
б) росли — глагол
в) дома — имя существительное
г) вокруг — наречие
Ответ: г.
3. Укажите вариант, где все слова являются предлогами.
а) ото, когда, в
б) передо, из-за, в
в) вокруг, на, кто-то
г) но, который, пред
Ответ: б.
4. Какой признак не является общим для причастия и прилагательного?
а) изменяются по родам
б) изменяются по временам
в) отвечают на один и тот же вопрос
г) имеют краткую и полную форму
Ответ: б.
5. Укажите словосочетание с деепричастием.
а) ударивший ночью
б) очарованный картиной
в) размышляя об экзамене
г) прикоснувшийся к губам
Ответ: в.
6. Укажите причастия.
а) стараясь
б) рывший
в) увиденный
г) мокнем
Ответ: б, в.
7. Укажите глаголы с буквой е в окончании.
а) вывед..т
б) езд..т
в) догон..т
г) зате..т
Ответ: а, г.
8. В каком предложении выделенное слово — наречие?
а) Собрание удивлено.
б) Оратор говорил убеждённо.
в) Лица у всех были сосредоточенны.
г) Мы вошли в пустую комнату.
Ответ: б.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: § 45, упр. 248, 250.