Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Урок 65. Выборочное изложение на тему За что мы любим киноискусство

Цель урока: научить писать выборочное изложение, совершенствовать написанное (раскрыта ли тема и основная мысль, нет ли пропусков мыслей, нет ли фактов, не относящихся к теме).

I. В начале урока учитель напоминает, как писать выборочное изложение (из восьми предложений), девятиклассники читают памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.

Рекомендации учителю: обратите внимание учащихся на то, что необходимо осознать содержание текста Б. И. Чиркова, запомнить основные факты, их последовательность, уяснить основную мысль, отделяя главное от второстепенного, установить своё отношение к написанному, вспомнить особенности текста публицистического стиля.

II. Работа над содержанием текста.

1. Определите стиль и тип текста. Какова его основная мысль и как она выражена?

2. Составьте план текста.

3. Учащиеся по плану готовят устный сжатый пересказ текста, затем передают его в сжатой форме. Класс рецензирует ответы.

III. Анализ языковых особенностей текста в вопрос-ответной беседе.

— Докажите, что это текст публицистического стиля.

— Какими словами или словосочетаниями начинается каждая часть?

— Какими лексическими и синтаксическими средствами соединены части текста?

— Как осуществляется переход от одной части текста к другой?

— Каким образом связываются предложения внутри частей?

IV. Орфографический и пунктуационный анализ текста.

V. Учащиеся пишут выборочное изложение на тему «За что мы любим кино».