Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Урок 66. Орфография. Пунктуация
Цели урока: 1) повторить определения орфографии и пунктуации; уяснить связь между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией, между пунктуацией и синтаксисом; раскрыть содержание понятия орфограмма; повторить виды орфограмм, условия употребления знаков завершения, разделения, выделения; 2) научить правильно писать слова с изученными орфограммами, определять их вид, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания.
I. Анализ изложений, работа над ошибками.
II. Закрепление и обобщение материала по теме «Орфография. Пунктуация».
1. Учащиеся читают и анализируют теоретический материал на с. 182 (§ 47).
2. Устный фронтальный опрос (обобщение по теме):
— Что такое орфография?
— Объясните, что такое орфограмма. Какая разница между буквенными и небуквенными орфограммами?
— Каковы опознавательные признаки орфограмм, т. е. при каких условиях возникает проблема выбора в написании буквы, постановке дефиса, смежного или раздельного написания.
— Объясните, в чём связь между орфографией и фонетикой, морфемикой, морфологией.
— Дайте определение пунктуации.
— Какую роль в речи играет пунктуация?
— От какого умения зависит успешность овладения пунктуацией?
— Объясните, в чём связь между пунктуацией и синтаксисом.
— Назовите знаки завершения, разделения, выделения и синтаксические условия употребления знаков препинания.
III. Тренировочные упражнения.
1. Орфографический анализ текста (упр. 261). Учащиеся объясняют орфограммы в корнях, в окончаниях, группируют слова по орфограммам.
2. Пунктуационный анализ текста (упр. 261).
Учащиеся объясняют пропущенные знаки препинания,
указывают синтаксические условия их употребления, списывают текст, расставляя пропущенные знаки препинания.
Рекомендации учителю: во время выполнения орфографических заданий обращайтесь к списку «Виды орфограмм, изученных в 5 — 7 классах» на с. 194 — 198 учебника.
3. В упр. 262 учащиеся объясняют правописание слов с пропуском букв, называют условия выбора орфограмм, рассказывают о написании приставок не- и ни- и частицы не, затем списывают, вставляя буквы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые.
4. Упр. 263 выполняют устно (объясняют, когда пишется -тся и -ться в глаголах, называют другие виды орфограмм и условия их выбора).
5. Самостоятельная работа (упр. 264).
6. Диктант с продолжением (упр. 265).
Продолжите текст, опишите, что вы видите, глядя на облака. Можете процитировать слова известной песенки С. Козлова «Облака, белогривые лошадки» или его же стихотворения: «В синем небе — облака. / На кого они похожи? / На верблюда. / На быка».
Тестовые задания
1. Укажите слова, в которых пишется ь после шипящих.
а) намаж.. на хлеб
б) ребёнок пригож..
в) ударил наотмаш..
г) купить плюш..
Ответ: a, в.
2. Укажите слова с непроизносимыми согласными в корне.
а) опас..ный
б) ровес..ник
в) трос..ник
г) окрес..ный
Ответ: в, г.
3. Укажите слова, в которых пишется буква о после шипящих.
а) стало свеж..
б) полезной пищ..й
в) сгнивший ж..лудь
г) расписной сундуч..к
Ответ: а, г.
4. Укажите слова, в которых надо писать букву ъ.
а) об..единение
б) п..яница
в) пред..юбилейный
г) п..едестал
Ответ: а, в.
5. Укажите слова, в которых надо писать букву и после ц.
а) пловц..
б) традиц..я
в) ц..ган
г) ц..ферблат
Ответ: б, г.
6. Укажите знаки выделения.
а) запятая между однородными членами
б) запятая в сложносочинённом предложении
в) запятая в придаточном предложении
г) запятая при обращении
Ответ: в, г.
7. Укажите назначение знаков препинания в предложении.
Прошла любовь, явилась муза, и прояснился тёмный ум.
а) знаки разделения
б) знаки выделения
в) знаки завершения
Ответ: а.
8. Укажите предложения, в которых запятые употреблены для разделения частей сложного предложения.
а) Пахло разнотравьем, и было душно.
б) Я пошёл, как мне показалось, прямо к морю.
в) И грустно мне, что аистов всё реже встречаю у околиц деревень.
г) Эх, дорога моя фронтовая, далеко ты меня завела.
Ответ: а, в.
9. Укажите, в каком варианте двоеточие употреблено в бессоюзном сложном предложении.
а) Скамейка была очень низкой: ушла в землю, а может быть, земля поднялась.
б) Безмолвие царствовало всюду: в поле, в роще, над рекой.
в) Он почувствовал, что результат получился желаемый: он тронут, и она тронута.
г) Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином.
Ответ: а, в.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: § 47, упр. 266, 267.