Поурочные разработки - Русский язык 9 класс - Л. А. Тростенцова 2014

Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах
Урок 67. Орфография. Пунктуация

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик записывает на доске слова с пропущенными буквами из упр. 266, подчёркивает орфограммы, обозначает условия их выбора.

Второй ученик читает текст М. М. Пришвина (упр. 266), объясняет условия выбора постановки знаков препинания.

Третий ученик выполняет морфологический разбор двух словоформ: в связи, в четвёртом.

Учащиеся анализируют текст сказки Н. Е. Салтыкова- Щедрина (упр. 267) по плану.

1. Тема текста.

2. Основная мысль.

3. Структура (композиция, основные части).

4. Тип.

5. Стиль текста и его языковые особенности.

Один ученик устно делает орфографический разбор текста (упр. 267), называет пропущенные буквы, объясняет условия выбора орфограммы.

II. Тренировочные упражнения.

1. Работа по таблице (упр. 270).

Учащиеся рассматривают таблицу, рассказывают по ней об употреблении запятой в простом предложении, записывают свои примеры в таблицу.

2. Упр. 272 выполняют устно, находят простые предложения, указывают синтаксические условия употребления и назначение знаков препинания.

Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить синтаксические условия употребления и назначение знаков препинания по таблице.

Таблица 21

Назначение знаков препинания

Знаки препинания

Синтаксические условия употребления знаков препинания

1. Знаки завершения

. ? !

Конец предложения

2. Знаки разделения

,

1. Между однородными членами предложения.

2. Между простыми предложениями в бессоюзном сложном и сложносочинённом предложениях

:

1. После обобщающего слова перед однородными членами.

2. После слов автора перед прямой речью

1. Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже.

2. Перед словами автора после прямой речи.

3. Перед репликами в диалоге.

4. После однородных членов перед обобщающим словом

3. Знаки выделения

, ,

две запятые

1. Придаточное предложение.

2. Причастный оборот.

3. Деепричастный оборот.

4. Обращение

3. Самостоятельная работа (упр. 276).

Учащиеся списывают текст, расставляют пропущенные знаки препинания, графически обозначают синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания.

4. Конструирование.

Задание: составьте и запишите два предложения, в которых знаки препинания служат для разделения, два предложения, в которых знаки препинания служат для выделения, три предложения со знаками разделения и выделения.

5. Пунктуационный анализ текста (упр. 272) (устная работа).

Учащиеся читают текст Д. А. Григоровича, объясняют условия выбора постановки знаков препинания.

6. Выборочный диктант (упр. 278).

Учащиеся выписывают из текста К. Г. Паустовского предложения, в которых поставили двоеточие, графически обозначают синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость постановки двоеточия.

7. Орфографический анализ текста (упр. 274). Учащиеся группируют слова с пропущенными буквами по видам орфограмм, записывают в тетрадь группы слов, графически обозначают условия выбора орфограмм.

8. Диктант «Проверяю себя» с грамматическими заданиями.

Я умываюсь в ручье, и в зеркале воды вижу седую голову, своё отразившееся лицо. Капли прозрачной воды стекают с рук. Играя цветистыми зайчиками, струится по каменистому дну ручей. И вдруг, как живой, возникает в моём воспоминании задумчивый мальчик с выгоревшей на солнце светловолосой головою. Засучив порточки, бродил он здесь по ручью. Над его головою останавливались, замирали в воздухе, трепеща крыльями, бархатно-синие стрекозы...

Видения далёкого детства посещают меня. Лёжа на берегу ручья, я смотрю в небо, где над колеблемыми ветром ветвями раскрывается глубокий, бескрайний простор. Белые пушистые облака плывут в небе. Такие же белые золотистые облака плыли и тогда. Так же шумела листва на деревьях, а в глубине голубого неба, распластав крылья, плыл ястреб-канюк. Быть может, на берегу ручья он и теперь видит усталого путника, прилёгшего отдохнуть в зелёной тени деревьев.

(И. С. Соколов-Микитов)

Грамматические задания:

Вариант I

1. Подчеркните орфограммы, обозначьте условия выбора орфограмм в первом абзаце.

2. Графически обозначьте синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания в первом абзаце.

Вариант II

1. Подчеркните орфограммы, обозначьте условия выбора орфограмм во втором абзаце.

2. Графически обозначьте синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания во втором абзаце.

Тестовые задания

1. Укажите слова с буквой е в корне.

а) кр..терий

б) эксп..ртиза

в) эм..грант

г) с..нтиментализм

  Ответ: б, г.

2. Укажите слова с буквой с в приставке.

а) ..гибать

б) ра..гадка

в) и..калечить

г) и..жёванный

  Ответ: а, в.

3. Укажите слова, в которых надо писать нн.

а) ю..ый герой

б) тума..ое утро

в) овся..ое печенье

г) обеде..ый перерыв

  Ответ: б, г.

4. Укажите варианты раздельного написания не с причастиями.

  а) (не)дочитанное письмо

  б) ещё (не)вспаханное поле

  в) ни от кого (не)зависящее решение

  г) (не)решённая задача

   Ответ: б, в.

5. Укажите предлоги, на конце которых нужно писать букву е.

  а) в следстви.. по делу

  б) вследстви.. дождя

  в) в заключени.. не был

г) в продолжени.. суток

  Ответ: б, г.

6. В каких числительных не надо писать букву ь?

  а) сем..десят тонн

  б) шест..надцать граммов

  в) семь тысяч(?)

  г) восем..сот килограммов

  Ответ: б, в.

7. Укажите знаки разделения.

  а) точка

  б) тире

  в) вопросительный знак

  г) двоеточие

  Ответ: б, г.

8. Укажите назначение знаков препинания в предложении.

Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии.

  а) знаки завершения

  б) знаки выделения

  в) знаки разделения

  Ответ: б.

9. Укажите предложение, в котором есть пунктуационная ошибка.

а) У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту.

б) Серп луны в просвете тучи с грустью тихою глядит под ветвями ив плакучих тускло воду золотит.

в) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

г) Я прислушался: он говорил, как надо жить, что надо делать.

  Ответ: б.

10. Сколько запятых нужно поставить в сложном предложении (знаки препинания не расставлены)?

  Прошла война прошла страда Но боль взывает к людям Давайте люди никогда Об этом не забудем.

а) одну

б) две

в) три

г) четыре

  Ответ: г.

III. Домашнее задание: упр. 277, 278 (письменно), 275 (устно).