Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Межпредметные связи русского языка в учебном процессе

1. Межпредметные связи — взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями.

  Значение межпредметных связей в обучении:

  ✓ они отражают комплексный подход к воспитанию и обучению:

  ✓ позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами;

  ✓ выполняют методологическую функцию, включая учащихся в оперирование познавательными методами, имеющими общенаучный характер, и таким образом расширяют область предметного познания;

  ✓ делают урок более эффективным — выдвижение перед учащимися познавательных задач межпредметного характера значительно активизирует учебную деятельность; межпредметное знание выступает как результат обобщающих действий и включается в новый способ действий.

  Организация учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей может касаться отдельных уроков (например, обобщающих), нескольких тем различных курсов целого цикла учебных предметов или устанавливать взаимосвязь между циклами.

  Показатель познавательной самостоятельности учащихся при решении межпредметных проблем — овладение системой знаний и способами их переноса в умственной деятельности.

2. Предметы, преподавание которых в первую очередь связано с преподаванием русского языка:

  ✓ литература;

  ✓ иностранный язык;

  ✓ изобразительное искусство.

  Наиболее тесные и органические связи русского языка как учебного предмета осуществляются с литературой, так как в школе изучается в основном русский литературный язык.

  При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста; а также отдельные типы речи.

  Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ.

  Преподавание иностранного языка предполагает необходимость тесного контакта с преподаванием русского языка, и прежде всего в отношении грамматики.

  Изучение грамматики русского языка, как правило, несколько опережает изучение соответствующих разделов грамматики иностранного языка. На уроках русского языка учащиеся подготавливаются к усвоению определенных грамматических понятий, правил и определений, существующих в грамматике иностранного языка; получают возможность сопоставлять родственные и неродственные явления, характерные для разных языков.

  Изучение иностранного языка помогает учащимся понимать заимствованные слова, вошедшие в русский язык.

  Опираясь на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. учитель может использовать репродукции картин известных художников на уроках русского языка.

  Обучая детей писать сочинения по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию; учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образом.

  Все учебные предметы в целом и каждый в отдельности обогащают речь школьников; способствуют укреплению единого речевого режима орфографических навыков, особенно усвоению написаний новых слов-терминов. Устные ответы, беседы, дискуссии — основа для развития связной речи, развернутых и точных ответов, конструирования навыков обобщения, правильного литературного произношения, развития логического мышления учащихся не только на уроках русского языка, литературы и истории, но и при изучении географии, математики, физики, естествознания и основ других наук.

  Использованные источники (см. список литературы): XVII (Т. 1. С. 562), XIV (С. 21-22), XXI (С. 14-15), II (С. 102-107).