Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Повышение эффективности проведения уроков

1. Одно из важных условий эффективного проведения уроков — развитие у школьников интереса к учебному предмету.

  Мотивы — побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

В роли мотивов могут выступать:

  ✓ потребности и интересы;

  ✓ влечения — эмоции;

  ✓ установки и идеалы.

  Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности.

  Интерес — эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.

  Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их.

  Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности. интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

2. Развитию интереса к учебному предмету (например, "Русский язык") способствуют:

  ✓ занимательность;

  ✓ слово учителя;

  ✓ создание элемента новизны (в содержании и методах обучения);

  ✓ решение проблемных вопросов;

  ✓ обращение к жизненному опыту учащихся;

  ✓ обеспечение преемственности и перспективности в работе;

  ✓ использование средств наглядности в обучении;

  ✓ содержание дидактического материала.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 99-102), V (С. 125), XVI (С. 257-258).