Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Повышение эффективности проведения уроков
1. Одно из важных условий эффективного проведения уроков — развитие у школьников интереса к учебному предмету.
Мотивы — побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.
В роли мотивов могут выступать:
✓ потребности и интересы;
✓ влечения — эмоции;
✓ установки и идеалы.
Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности.
Интерес — эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.
Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их.
Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности. интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
2. Развитию интереса к учебному предмету (например, "Русский язык") способствуют:
✓ занимательность;
✓ слово учителя;
✓ создание элемента новизны (в содержании и методах обучения);
✓ решение проблемных вопросов;
✓ обращение к жизненному опыту учащихся;
✓ обеспечение преемственности и перспективности в работе;
✓ использование средств наглядности в обучении;
✓ содержание дидактического материала.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 99-102), V (С. 125), XVI (С. 257-258).