Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Планирование учебного материала

1. Наиболее распространенными и необходимыми практически являются следующие виды планирования:

  ✓ календарный;

  ✓ тематический;

  ✓ поурочный.

2. Календарный план представляет собой примерное распределение программного материала по четвертям и местам.

  Он содержит:

  ✓ перечень названий разделов программы;

  ✓ количество часов, отводимых на каждый из них, с указанием учебной четверти и месяца.

  Предварительное распределение времени (часов) по разделам дает учителю возможность соблюдать нормальные темпы прохождения программы и предупреждает отставание или неоправданную поспешность.

3. Тематическое планирование выполняет следующие задачи:

  ✓ представить работу по определенной теме в целом;

  ✓ увидеть главные, ведущие линии;

  ✓ установить звенья всей цепи, место каждого урока в общем процессе занятий;

  ✓ работать с учетом перспективы в обучении русскому языку. Значение такого планирования: оно позволяет:

  ✓ лучше организовать систематическую работу по развитию речи;

  ✓ обеспечить повторение пройденного;

  ✓ избегать однообразия;

  ✓ поддерживать интерес учащихся к предмету на высоком уровне.

4. В начале учебного года учитель составляет календарно-тематическое планирование на весь учебный год, где указываются:

  ✓ количество часов по темам;

  ✓ содержание учебного материала (раздел, тема);

  ✓ объем материала;

  ✓ цели обучения, задачи, разделы, темы;

  ✓ деятельность учителя — учащихся:

  • знания о языке;

  • речевая деятельность учащихся;

  • правописание;

  • межпредметные связи;

  • диагностика уровня достижений учащихся.

  Учебный материал распределяется по двум уровням:

  ✓ предъявляемый ученику;

  ✓ предполагаемый минимальный уровень обученности.

5. Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока.

  Примерное содержание плана урока:

  ✓ название темы; цели и задачи (общеобразовательные и воспитательные);

  ✓ оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока);

  ✓ предварительный анализ результатов урока (итоги, выводы, обобщение, возможные проверочные вопросы);

  ✓ задания на дом, рекомендации, советы.

  В плане обозначаются примеры, задания, работа с текстами, виды объяснения, самостоятельные работы и т. п.

  Указывается примерное время в минутах на каждый вид учебной работы.

  Не менее важно уметь подготовить конспект урока, который в зависимости от опыта и мастерства учителя может быть более или менее полным и развернутым.  Конспективное изложение будущего урока позволяет выделить основные, узловые моменты в содержании и методах проведения учебного занятия.

6. Подготовка к уроку — постоянный необходимый элемент профессиональной деятельности учителя.

  И. П. Подласый выделяет три этапа в данном процессе:

  ✓ диагностика ("прояснение" всех обстоятельств проведения урока);

  ✓ прогнозирование (оценка различных вариантов будущего урока и выбор оптимального по принятому критерию);

  ✓ проектирование (планирование) — завершающая стадия подготовки занятия: создание программы управления познавательной деятельностью учащихся.

  При подготовке к уроку необходимо определить воспитывающие возможности предстоящего занятия.

  Нельзя готовиться к уроку, думая только о конкретном материале, изолированно от содержания всего предмета и воспитательного процесса в школе.

  Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 130-133), II (С. 95-99), I (С. 247), XVII (Т. 2. С. 472-474), XI (С. 233-234).