Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Планирование учебного материала
1. Наиболее распространенными и необходимыми практически являются следующие виды планирования:
✓ календарный;
✓ тематический;
✓ поурочный.
2. Календарный план представляет собой примерное распределение программного материала по четвертям и местам.
Он содержит:
✓ перечень названий разделов программы;
✓ количество часов, отводимых на каждый из них, с указанием учебной четверти и месяца.
Предварительное распределение времени (часов) по разделам дает учителю возможность соблюдать нормальные темпы прохождения программы и предупреждает отставание или неоправданную поспешность.
3. Тематическое планирование выполняет следующие задачи:
✓ представить работу по определенной теме в целом;
✓ увидеть главные, ведущие линии;
✓ установить звенья всей цепи, место каждого урока в общем процессе занятий;
✓ работать с учетом перспективы в обучении русскому языку. Значение такого планирования: оно позволяет:
✓ лучше организовать систематическую работу по развитию речи;
✓ обеспечить повторение пройденного;
✓ избегать однообразия;
✓ поддерживать интерес учащихся к предмету на высоком уровне.
4. В начале учебного года учитель составляет календарно-тематическое планирование на весь учебный год, где указываются:
✓ количество часов по темам;
✓ содержание учебного материала (раздел, тема);
✓ объем материала;
✓ цели обучения, задачи, разделы, темы;
✓ деятельность учителя — учащихся:
• знания о языке;
• речевая деятельность учащихся;
• правописание;
• межпредметные связи;
• диагностика уровня достижений учащихся.
Учебный материал распределяется по двум уровням:
✓ предъявляемый ученику;
✓ предполагаемый минимальный уровень обученности.
5. Поурочное планирование зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока.
Примерное содержание плана урока:
✓ название темы; цели и задачи (общеобразовательные и воспитательные);
✓ оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока);
✓ предварительный анализ результатов урока (итоги, выводы, обобщение, возможные проверочные вопросы);
✓ задания на дом, рекомендации, советы.
В плане обозначаются примеры, задания, работа с текстами, виды объяснения, самостоятельные работы и т. п.
Указывается примерное время в минутах на каждый вид учебной работы.
Не менее важно уметь подготовить конспект урока, который в зависимости от опыта и мастерства учителя может быть более или менее полным и развернутым. Конспективное изложение будущего урока позволяет выделить основные, узловые моменты в содержании и методах проведения учебного занятия.
6. Подготовка к уроку — постоянный необходимый элемент профессиональной деятельности учителя.
И. П. Подласый выделяет три этапа в данном процессе:
✓ диагностика ("прояснение" всех обстоятельств проведения урока);
✓ прогнозирование (оценка различных вариантов будущего урока и выбор оптимального по принятому критерию);
✓ проектирование (планирование) — завершающая стадия подготовки занятия: создание программы управления познавательной деятельностью учащихся.
При подготовке к уроку необходимо определить воспитывающие возможности предстоящего занятия.
Нельзя готовиться к уроку, думая только о конкретном материале, изолированно от содержания всего предмета и воспитательного процесса в школе.
Использованные источники (см. список литературы): XXI (С. 130-133), II (С. 95-99), I (С. 247), XVII (Т. 2. С. 472-474), XI (С. 233-234).