Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Средства наглядности в обучении русскому языку
1. Наглядность в обучении — дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.
Роль наглядности в обучении:
✓ она обогащает круг представлений школьников;
✓ делает обучение для них более доступным;
✓ развивает наблюдательность и мышление;
✓ помогает более глубокому и прочному усвоению учебного материала.
Средства наглядности — учебные пособия, предназначенные для формирования, углубления и расширения знаний.
2. К средствам зрительной наглядности относятся:
✓ печатные средства —
• таблицы;
• демонстрационные карточки;
• репродукции картин;
• раздаточный материал;
✓ экранные средства —
• диаграммы;
• диапозитивы и слайды;
• транспаранты.
Таблицы по русскому языку могут:
✓ состоять только из текста;
✓ быть текстовыми с графическими обозначениями или рисунками.
Иногда применяются таблицы-плакаты (содержат перечень каких-либо правил).
По содержанию таблицы делятся:
✓ на грамматические (морфологические и синтаксические);
✓ фонетические;
✓ орфографические;
✓ пунктуационные;
✓ лексические и т. д.
Возможные виды заданий по таблицам:
✓ ответы на вопросы;
✓ составление алгоритма применения правила;
✓ грамматическое конструирование;
✓ самостоятельное составление таблицы;
✓ составление высказывания на лингвистическую тему и др.
Демонстрационные карточки — динамичные пособия, из которых формируются таблицы.
Картины (иллюстрации, репродукции) на уроках русского языка используются для развития речи учащихся (при подготовке сочинений разного типа, проведении упражнений по стилистике, в устном рассказывании и т. п.) и организации упражнений по грамматике и правописанию.
Раздаточный изобразительный материал (рисунки) предусматривает следующие задачи:
✓ обогащение словарного запаса;
✓ обучение школьников правильному употреблению изученной лексики;
✓ предупреждение грамматических ошибок.
Возможные виды работ с использованием диапозитивов (слайдов) и диафильмов:
✓ составление тематических словариков;
✓ устный рассказ;
✓ отработка в вопросно-ответной форме кадров;
✓ письменное изложение содержания;
✓ сочинения на литературные темы;
✓ упражнения по грамматике;
✓ выполнение определенных логических операций и т. п. Рекомендуемое время демонстрации — 5 — 6 мин. (пять-десять кадров).
При этом учитель должен четко определить:
✓ цель демонстрации;
✓ ее место в структуре урока;
✓ характер заданий;
✓ особенности использования изобразительного материала. Транспаранты — один из видов подвижных таблиц, обеспечивающих порционную подачу материала, дающих возможность показать изображение в динамике.
3. Средства слуховой наглядности:
✓ грампластинки;
✓ магнитофонные записи.
Специальные методические условия:
✓ подготовительный этап:
• настрой на восприятие;
• постановка перед учащимися учебной задачи;
✓ прослушивание звучащего текста, организация восприятия необходимых записей в процессе прослушивания;
✓ заключительный этап:
• ответы на вопросы;
• выполнение новых заданий;
• выразительное чтение учащихся.
4. Зрительно-слуховые (аудиовизуальные), экранно-звуковые средства обучения — озвученные диафильмы, серии диапозитивов и транспарантов, звуковые кинофильмы, телепередачи.
Как отмечает А. В. Текучев, аудиовизуальный характер восприятия учащихся при демонстрации помогает учителю решать разные задачи:
✓ познавательные;
✓ задачи развития.
С помощью аудиовизуальных средств осуществляются и межпредметные связи.
Методические основы работы с фильмом:
✓ предварительная беседа (цель просмотра, акцентуация восприятия);
✓ демонстрация фильма (возможные комментарии учителя);
✓ обсуждение просмотра (разбор).
В школьной практике применяются такие типы фильмов:
✓ художественные (короткометражные);
✓ видовые (описание явлений природы и т. п.);
✓ фильмы-очерки (документальные);
✓ мультфильмы;
✓ фильмы-экранизации.
Примерная схема работы с применением кино на уроке развития речи:
✓ вступительная беседа;
✓ просмотр (с возможным комментарием учителя);
✓ пересказ, составление плана;
✓ повторный просмотр (при необходимости);
✓ проведение письменной работы;
✓ анализ результатов.
5. Особую группу средств обучения составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также обучающие машины и компьютеры для программированного обучения.
Компьютеризация обучения понимается:
✓ в узком смысле — как применение компьютера как средства обучения;
✓ в широком — как многоцелевое использование ЭВМ в учебном процессе.
Разрабатываются и успешно применяются различные компьютерные программы по русскому языку.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 8094), XVII (Т. 2. С. 431), XVI (С. 263), XXI (С. 92-107).