Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Средства наглядности в обучении русскому языку

1. Наглядность в обучении — дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.

  Роль наглядности в обучении:

  ✓ она обогащает круг представлений школьников;

  ✓ делает обучение для них более доступным;

  ✓ развивает наблюдательность и мышление;

  ✓ помогает более глубокому и прочному усвоению учебного материала.

  Средства наглядности — учебные пособия, предназначенные для формирования, углубления и расширения знаний.

2. К средствам зрительной наглядности относятся:

  ✓ печатные средства —

  • таблицы;

  • демонстрационные карточки;

  • репродукции картин;

  • раздаточный материал;

  ✓ экранные средства —

  • диаграммы;

  • диапозитивы и слайды;

  • транспаранты.

  Таблицы по русскому языку могут:

  ✓ состоять только из текста;

  ✓ быть текстовыми с графическими обозначениями или рисунками.

  Иногда применяются таблицы-плакаты (содержат перечень каких-либо правил).

  По содержанию таблицы делятся:

  ✓ на грамматические (морфологические и синтаксические);

  ✓ фонетические;

  ✓ орфографические;

  ✓ пунктуационные;

  ✓ лексические и т. д.

  Возможные виды заданий по таблицам:

  ✓ ответы на вопросы;

  ✓ составление алгоритма применения правила;

  ✓ грамматическое конструирование;

  ✓ самостоятельное составление таблицы;

  ✓ составление высказывания на лингвистическую тему и др.

  Демонстрационные карточки — динамичные пособия, из которых формируются таблицы.

  Картины (иллюстрации, репродукции) на уроках русского языка используются для развития речи учащихся (при подготовке сочинений разного типа, проведении упражнений по стилистике, в устном рассказывании и т. п.) и организации упражнений по грамматике и правописанию.

  Раздаточный изобразительный материал (рисунки) предусматривает следующие задачи:

  ✓ обогащение словарного запаса;

  ✓ обучение школьников правильному употреблению изученной лексики;

  ✓ предупреждение грамматических ошибок.

  Возможные виды работ с использованием диапозитивов (слайдов) и диафильмов:

  ✓ составление тематических словариков;

  ✓ устный рассказ;

  ✓ отработка в вопросно-ответной форме кадров;

  ✓ письменное изложение содержания;

  ✓ сочинения на литературные темы;

  ✓ упражнения по грамматике;

  ✓ выполнение определенных логических операций и т. п. Рекомендуемое время демонстрации — 5 — 6 мин. (пять-десять кадров).

  При этом учитель должен четко определить:

  ✓ цель демонстрации;

  ✓ ее место в структуре урока;

  ✓ характер заданий;

  ✓ особенности использования изобразительного материала. Транспаранты — один из видов подвижных таблиц, обеспечивающих порционную подачу материала, дающих возможность показать изображение в динамике.

3. Средства слуховой наглядности:

  ✓ грампластинки;

  ✓ магнитофонные записи.

  Специальные методические условия:

  ✓ подготовительный этап:

  • настрой на восприятие;

  • постановка перед учащимися учебной задачи;

  ✓ прослушивание звучащего текста, организация восприятия необходимых записей в процессе прослушивания;

  ✓ заключительный этап:

  • ответы на вопросы;

  • выполнение новых заданий;

  • выразительное чтение учащихся.

4. Зрительно-слуховые (аудиовизуальные), экранно-звуковые средства обучения — озвученные диафильмы, серии диапозитивов и транспарантов, звуковые кинофильмы, телепередачи.

  Как отмечает А. В. Текучев, аудиовизуальный характер восприятия учащихся при демонстрации помогает учителю решать разные задачи:

  ✓ познавательные;

  ✓ задачи развития.

  С помощью аудиовизуальных средств осуществляются и межпредметные связи.

  Методические основы работы с фильмом:

  ✓ предварительная беседа (цель просмотра, акцентуация восприятия);

  ✓ демонстрация фильма (возможные комментарии учителя);

  ✓ обсуждение просмотра (разбор).

  В школьной практике применяются такие типы фильмов:

  ✓ художественные (короткометражные);

  ✓ видовые (описание явлений природы и т. п.);

  ✓ фильмы-очерки (документальные);

  ✓ мультфильмы;

  ✓ фильмы-экранизации.

  Примерная схема работы с применением кино на уроке развития речи:

  ✓ вступительная беседа;

  ✓ просмотр (с возможным комментарием учителя);

  ✓ пересказ, составление плана;

  ✓ повторный просмотр (при необходимости);

  ✓ проведение письменной работы;

  ✓ анализ результатов.

5. Особую группу средств обучения составляют лингафонные устройства (языковые лаборатории), а также обучающие машины и компьютеры для программированного обучения.

Компьютеризация обучения понимается:

  ✓ в узком смысле — как применение компьютера как средства обучения;

  ✓ в широком — как многоцелевое использование ЭВМ в учебном процессе.

  Разрабатываются и успешно применяются различные компьютерные программы по русскому языку.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 8094), XVII (Т. 2. С. 431), XVI (С. 263), XXI (С. 92-107).