Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Особенности учебников по русскому языку

1. Действующие учебники по русскому языку содержат значительный материал, способствующий решению задач формирования научного мировоззрения и воспитания учащихся.

  Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет сложную и многоаспектную структуру. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т. е. совокупность определенных знаний о мире. Его ядром являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью теоретического мышления, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной, целеустремленной воли.

  Работа с учебником по русскому языку формирует у школьников:

  ✓ научные взгляды и убеждения, объясняющие мир;

  ✓ критическое отношение к антинаучным представлениям;

  ✓ обоснованные методологические подходы к познанию и деятельности.

  Важное воспитательное значение имеют связные тексты, на основе которых учитель организует соответствующую работу по воспитанию учащихся.

2. Основные компоненты методической системы, заложенной в действующих учебниках русского языка (по Н. А. Ипполитовой):

  ✓ использование разнообразных способов и форм предъявления учебной информации, подачи нового материала;

  ✓ разграничение материала по степени его важности (для овладения изучаемой темой в целом);

  ✓ применение алгоритмов способов деятельности учащихся;

  ✓ наличие в учебниках упражнений для формирования и совершенствования специальных умений и навыков;

  ✓ обеспечение регулярного повторения, изученного ранее;

  ✓ использование в учебниках разнообразного наглядного материала;

  ✓ наличие материала для формирования общепредметных умений.

3. Способ подачи нового материала (новых знаний) в учебнике обусловлен:

  ✓ характером языковых фактов;

  ✓ конкретной учебной задачей;

  ✓ возрастными особенностями учащихся.

  Различаются следующие способы введения новых знаний:

  ✓ индуктивный;

  ✓ дедуктивный;

  ✓ индуктивно-дедуктивный.

  Индукция в обучении — использование в учебной работе умозаключения, при котором происходит движение мысли от частного к общему, от фактов к обобщениям.

  Применяется в единстве и взаимосвязи с дедукцией.

  Наиболее широкое применение индукция получила в младших классах, когда дети проявляют основной интерес к конкретным единичным явлениям.

  Индуктивный способ введения нового материала преобладает в учебниках русского языка для 5 класса.

  Индукция используется и в среднем звене при объяснении нового материала, в упражнениях, наблюдениях и т. п. Однако индуктивный способ требует для образования того или иного понятия сравнительно много времени.

  Дедукция в обучении — использование в учебной работе формы умозаключения, при которой новое знание о предмете выводится на основании знания общих для данного класса предметов, правил и положений.

  Логический процесс и соответственно ход изложения учебного материала начинаются в этом случае с общих положений и заканчивается применением их к тому или иному предмету.

  В этом смысле дедукция — одна из форм соотношения общего и частного в обучении.

  Авторы учебников русского языка для 6 и 7 классов обычно используют дедуктивное изложение новых знаний.

  Индуктивно-дедуктивный способ сочетает указанные выше формы умозаключений, с его помощью осуществляется введение новых знаний на страницах учебников для 8 и 9 классов.

  В соответствии с этим разработана следующая система приемов подачи нового в учебниках.

  ✓ грамматический разбор;

  ✓ сравнение и анализ примеров;

  ✓ анализ схем и таблиц, рисунков и иллюстраций.

  Задача педагога — научить школьников ориентироваться в структуре учебника и работать с ним:

  ✓ для разграничения изучаемого материала — по степени важности, необходимости и значимости — используются специальные обозначения;

  ✓ дополнительные сведения даются в примечаниях;

  ✓ новые знания для овладения умениями и навыками представлены в заданиях к упражнениям;

  ✓ иллюстративный материал необходим для разъяснения, наглядного предъявления языковых понятий и фактов.

4. Современные учебники по русскому языку способствуют применению дифференциации и индивидуализации обучения, предлагая теоретический и практический материал различной степени сложности.

  Дифференцированное обучение — такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп учеников.

  Основные способы дифференииации:

  ✓ при одинаковом задании для всех — уменьшение времени на его выполнение для сильных учащихся;

  ✓ для сильных учащихся предлагаются задания большего объема или более сложные;

  ✓ привлечение вспомогательного материала, облегчающего выполнение задания;

  ✓ использование заданий различного содержания и сложности для соответствующих учащихся;

  ✓ предоставление самостоятельного выбора варианта задания.

  Индивидуализация обучения предполагает ориентацию на определенный тип усвоения учебного материала отдельным учеником и его способности.

5. Учебник по русскому языку — средство овладения следующими умениями:

  ✓ учебно-языковые;

  ✓ орфографические;

  ✓ пунктуационные;

  ✓ речевые.

  Их формирование происходит в процессе выполнения учащимися различных заданий и упражнений, ориентированных в соответствии с программным содержанием на развитие познавательной активности и творческую деятельность школьников.

  Задания к упражнениям связаны с изучаемым материалом, а также с повторением и закреплением.

6. Действующие учебники по русскому языку содержат теоретический и практический материал, отвечающий целям и задачам повторения — необходимого условия прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения.

  Виды повторения:

  ✓ текущее — осуществляется параллельно с изучением нового, служит опорой при его введении, сочетается с закреплением знаний и умений;

  ✓ итоговое — проводится при завершении работы над фрагментом содержания — темой, разделом.

  Повторение должно быть активным и сознательным: учащиеся должны понимать цель и методы своей работы, правила, лежащие в основе действий; использовать адекватные выполняемой деятельности приемы самоконтроля; замечать недостатки своей работы, исправлять ошибки.

  Чтобы повторение не было механическим воспроизведением ранее изученных правил, определений и пр., необходимо включение элементов новизны как в содержание, так и в методы обучения.

  Новизна достигается путем показа знакомых объектов в новых аспектах; привлечения внутрипредметных и межпредметных связей, сведений, получаемых учащимися в практической деятельности.

  Возвращение к пройденному должно сочетаться с углублением и совершенствованием знаний, умений, убеждений; вести к их систематизации и обобщению.

7. Справочный материал учебника по русскому языку включает:

  ✓ списки орфограмм и пунктуационных правил;

  ✓ памятки для учащихся;

  ✓ миниатюрные словари и т. п.

  Справочные материалы помогают учащимся в их самостоятельной работе, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют организации повторения и обобщения знаний.

  К пособиям, дополняющим учебник, относятся следующие:

  ✓ дидактический материал;

  ✓ рабочие тетради;

  ✓ словари;

  ✓ справочники.

  В настоящее время издаются учебные комплексы по русскому языку в соответствии с описанными выше (в Вопросах 10, 11 и 12) авторскими программами.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 65-78), XVI (С. 110-111, 170), XXII {С. 141-142, XVII (Т. 2. С. 156157), VIII (С. 275).