Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Особенности учебников по русскому языку
1. Действующие учебники по русскому языку содержат значительный материал, способствующий решению задач формирования научного мировоззрения и воспитания учащихся.
Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет сложную и многоаспектную структуру. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т. е. совокупность определенных знаний о мире. Его ядром являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью теоретического мышления, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной, целеустремленной воли.
Работа с учебником по русскому языку формирует у школьников:
✓ научные взгляды и убеждения, объясняющие мир;
✓ критическое отношение к антинаучным представлениям;
✓ обоснованные методологические подходы к познанию и деятельности.
Важное воспитательное значение имеют связные тексты, на основе которых учитель организует соответствующую работу по воспитанию учащихся.
2. Основные компоненты методической системы, заложенной в действующих учебниках русского языка (по Н. А. Ипполитовой):
✓ использование разнообразных способов и форм предъявления учебной информации, подачи нового материала;
✓ разграничение материала по степени его важности (для овладения изучаемой темой в целом);
✓ применение алгоритмов способов деятельности учащихся;
✓ наличие в учебниках упражнений для формирования и совершенствования специальных умений и навыков;
✓ обеспечение регулярного повторения, изученного ранее;
✓ использование в учебниках разнообразного наглядного материала;
✓ наличие материала для формирования общепредметных умений.
3. Способ подачи нового материала (новых знаний) в учебнике обусловлен:
✓ характером языковых фактов;
✓ конкретной учебной задачей;
✓ возрастными особенностями учащихся.
Различаются следующие способы введения новых знаний:
✓ индуктивный;
✓ дедуктивный;
✓ индуктивно-дедуктивный.
Индукция в обучении — использование в учебной работе умозаключения, при котором происходит движение мысли от частного к общему, от фактов к обобщениям.
Применяется в единстве и взаимосвязи с дедукцией.
Наиболее широкое применение индукция получила в младших классах, когда дети проявляют основной интерес к конкретным единичным явлениям.
Индуктивный способ введения нового материала преобладает в учебниках русского языка для 5 класса.
Индукция используется и в среднем звене при объяснении нового материала, в упражнениях, наблюдениях и т. п. Однако индуктивный способ требует для образования того или иного понятия сравнительно много времени.
Дедукция в обучении — использование в учебной работе формы умозаключения, при которой новое знание о предмете выводится на основании знания общих для данного класса предметов, правил и положений.
Логический процесс и соответственно ход изложения учебного материала начинаются в этом случае с общих положений и заканчивается применением их к тому или иному предмету.
В этом смысле дедукция — одна из форм соотношения общего и частного в обучении.
Авторы учебников русского языка для 6 и 7 классов обычно используют дедуктивное изложение новых знаний.
Индуктивно-дедуктивный способ сочетает указанные выше формы умозаключений, с его помощью осуществляется введение новых знаний на страницах учебников для 8 и 9 классов.
В соответствии с этим разработана следующая система приемов подачи нового в учебниках.
✓ грамматический разбор;
✓ сравнение и анализ примеров;
✓ анализ схем и таблиц, рисунков и иллюстраций.
Задача педагога — научить школьников ориентироваться в структуре учебника и работать с ним:
✓ для разграничения изучаемого материала — по степени важности, необходимости и значимости — используются специальные обозначения;
✓ дополнительные сведения даются в примечаниях;
✓ новые знания для овладения умениями и навыками представлены в заданиях к упражнениям;
✓ иллюстративный материал необходим для разъяснения, наглядного предъявления языковых понятий и фактов.
4. Современные учебники по русскому языку способствуют применению дифференциации и индивидуализации обучения, предлагая теоретический и практический материал различной степени сложности.
Дифференцированное обучение — такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп учеников.
Основные способы дифференииации:
✓ при одинаковом задании для всех — уменьшение времени на его выполнение для сильных учащихся;
✓ для сильных учащихся предлагаются задания большего объема или более сложные;
✓ привлечение вспомогательного материала, облегчающего выполнение задания;
✓ использование заданий различного содержания и сложности для соответствующих учащихся;
✓ предоставление самостоятельного выбора варианта задания.
Индивидуализация обучения предполагает ориентацию на определенный тип усвоения учебного материала отдельным учеником и его способности.
5. Учебник по русскому языку — средство овладения следующими умениями:
✓ учебно-языковые;
✓ орфографические;
✓ пунктуационные;
✓ речевые.
Их формирование происходит в процессе выполнения учащимися различных заданий и упражнений, ориентированных в соответствии с программным содержанием на развитие познавательной активности и творческую деятельность школьников.
Задания к упражнениям связаны с изучаемым материалом, а также с повторением и закреплением.
6. Действующие учебники по русскому языку содержат теоретический и практический материал, отвечающий целям и задачам повторения — необходимого условия прочного, глубокого и системного усвоения содержания обучения.
Виды повторения:
✓ текущее — осуществляется параллельно с изучением нового, служит опорой при его введении, сочетается с закреплением знаний и умений;
✓ итоговое — проводится при завершении работы над фрагментом содержания — темой, разделом.
Повторение должно быть активным и сознательным: учащиеся должны понимать цель и методы своей работы, правила, лежащие в основе действий; использовать адекватные выполняемой деятельности приемы самоконтроля; замечать недостатки своей работы, исправлять ошибки.
Чтобы повторение не было механическим воспроизведением ранее изученных правил, определений и пр., необходимо включение элементов новизны как в содержание, так и в методы обучения.
Новизна достигается путем показа знакомых объектов в новых аспектах; привлечения внутрипредметных и межпредметных связей, сведений, получаемых учащимися в практической деятельности.
Возвращение к пройденному должно сочетаться с углублением и совершенствованием знаний, умений, убеждений; вести к их систематизации и обобщению.
7. Справочный материал учебника по русскому языку включает:
✓ списки орфограмм и пунктуационных правил;
✓ памятки для учащихся;
✓ миниатюрные словари и т. п.
Справочные материалы помогают учащимся в их самостоятельной работе, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют организации повторения и обобщения знаний.
К пособиям, дополняющим учебник, относятся следующие:
✓ дидактический материал;
✓ рабочие тетради;
✓ словари;
✓ справочники.
В настоящее время издаются учебные комплексы по русскому языку в соответствии с описанными выше (в Вопросах 10, 11 и 12) авторскими программами.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 65-78), XVI (С. 110-111, 170), XXII {С. 141-142, XVII (Т. 2. С. 156157), VIII (С. 275).