Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Учебник как ведущее средство обучения
1. Средства обучения — различные материальные объекты, в том числе искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в педагогический процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
К средствам обучения относятся:
✓ школьный учебник;
✓ учебные материалы, дополняющие учебник;
✓ наглядные пособия различных типов.
2. Учебник — книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области (например, по русскому языку) на уровне современных достижений науки и культуры; главный источник знаний по учебному предмету.
Учебник — основной и ведущий вид учебной литературы. Он представляет собой изложение и характеристику учебного предмета в соответствии с программой, раскрывает содержание учебных дисциплин.
В учебнике:
✓ дается трактовка явлений;
✓ уточняется содержание понятий;
✓ представлены различные упражнения.
От качества учебников зависит ценность, успешность усвоения знаний школьников.
Хороший учебник должен:
✓ отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения;
✓ быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, эстетически оформленным;
✓ иметь устойчивую основу (требование стабильности);
✓ содействовать формированию у учащихся научного мировоззрения, развитого логического мышления;
✓ иметь воспитательное значение (например, учебник по русскому языку должен раскрывать богатство и величие русского языка, включать содержательные и ценные в воспитательном отношении тексты для упражнений);
✓ давать систематическое, научно обоснованное, доступное для учащихся данного возраста изложение фундаментальных теоретических сведений;
✓ включать достаточное количество разнообразных, содержательных, интересных, эффективных, расположенных в методически целесообразной последовательности упражнений.
До 1933 г. в школьной практике применялись различные пособия, в которых систематическое изложение теоретических знаний, как правило, отсутствовало. Стабильные школьные учебники начали издаваться после постановления ЦК ВКП(б)ники начали издаваться после постановления ЦК ВКП(б) "Об учебниках для начальной и средней школы" от 13 февраля 1933 г.
В настоящее время издаются и альтернативные (параллельные) учебники, благодаря чему учителя и учащиеся имеют возможность выбирать лучшее.
3. Основные функции учебника:
✓ информационная (знания);
✓ трансформационная (формирование общеучебных и специальных умений);
✓ систематизирующая (система знаний);
✓ воспитательная (решение воспитательных задач).
Учебник для ученика — источник информации, справочное пособие, средство овладения умениями; для учителя — источник методической системы.
Учебник определяет необходимый объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников определенных способов деятельности.
4. Компоненты содержания учебника:
✓ информативный —
• факты;
• законы;
• теории;
• методические знания;
• оценочные знания;
✓ репродуктивный —
• предметно-познавательные и практические действия;
• общеучебные действия;
✓ творческий —
✓ эмоционально-ценностный —
• направленность нравственная;
• практико-трудовая;
• идейная;
• эстетическая;
• гражданская.
Типы текстов учебника:
✓ основной;
✓ дополнительный;
✓ пояснительный.
Основной текст подразделяется:
✓ на теоретико-познавательный —
• основные термины;
• ключевые понятия и их определения;
• основные факты, явления;
• характер основных законов, теорий, ведущих идей;
• выводы и т. п.;
✓ на инструментальный практический — характеристики:
• основных методов познания;
• правил применения знаний;
• способов усвоения и самостоятельного поиска знаний и т. д. Дополнительный текст:
✓ документы;
✓ хрестоматийный материал;
✓ обращения;
✓ биографические и народоведческие сведения;
✓ статистические сведения;
✓ отрывочные материалы, выходящие за рамки программы.
Пояснительный текст:
✓ предметные введения к учебнику, разделам, главам;
✓ примечания, разъяснения;
✓ пояснения и т. д.
К внетекстовым компонентам учебника относятся:
✓ аппарат организации усвоения —
• вопросы;
• задания;
• памятки;
• инструктивные материалы;
• таблицы;
• подписи к иллюстративному материалу;
• упражнения;
✓ иллюстративные материалы —
• схемы;
• планы;
• инструкции-методики;
• иллюстрации и т. п.;
✓ аппарат ориентировки —
• предисловие;
• оглавление;
• рубрикатор;
• сигналы-символы;
• библиография;
• указатель;
• колонтикулы.
Использованные источники (см. список литературы): XVII (Т. 2. С. 387, 480-482), XI (С. 153-154), XXI (С. 87), II (С. 61-63).