Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Авторская программа под ред. М. М. Разумовской
1. Программа изучения русского языка, созданная М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой и др. под ред. М. М. Разумовской, отличается усилением речевой направленности курса.
В связи с этим в программе рассмотрена понятийная основа обучения связной речи — для осознания учащимися своей речи, опоры на речеведческие понятия в процессе речевой деятельности, овладения навыками самоконтроля.
Авторы выделяют следующие группы понятий, которые составляют теоретическую основу обучения связной речи:
✓ признаки текста;
✓ стили речи;
✓ функционально-смысловые типы речи.
Выделены умения связной речи с учетом характера учебной речевой деятельности.
Обучение связной речи проводится параллельно с языковыми темами курса (в течение всего учебного года).
Языковые разделы также отражают усиление указанной речевой направленности.
2. Структура курса учитывает закономерности усвоения русского языка:
✓ 5 класс — переходный от начального этапа к основному;
✓ 5 — 7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, вместе с тем школьники изучают:
• вводный курс синтаксиса и пунктуации;
• фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование;
✓ 8 — 9 классы — освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Авторы отмечают необходимость повышенного внимания "к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению", чему способствует знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка.
Особенности структуры.
✓ 6 класс — изучение причастия и деепричастия;
✓ 7 класс — закрепление этой темы;
✓ усиливается семантический аспект (вследствие речевой направленности курса) в изучении фактов и явлений языка;
✓ особое место отводится морфемной семантике.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры:
✓ закрепительно-углубляющий этап (относительно предыдущего года);
✓ основной этап (реализация программного материала в логике его развития).
Использованные источники (см. список литературы): XIV (С. 112-114), I (С. 31-32).