Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Авторская программа под ред. М. М. Разумовской

1. Программа изучения русского языка, созданная М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой и др. под ред. М. М. Разумовской, отличается усилением речевой направленности курса.

  В связи с этим в программе рассмотрена понятийная основа обучения связной речи — для осознания учащимися своей речи, опоры на речеведческие понятия в процессе речевой деятельности, овладения навыками самоконтроля.

  Авторы выделяют следующие группы понятий, которые составляют теоретическую основу обучения связной речи:

  ✓ признаки текста;

  ✓ стили речи;

  ✓ функционально-смысловые типы речи.

  Выделены умения связной речи с учетом характера учебной речевой деятельности.

  Обучение связной речи проводится параллельно с языковыми темами курса (в течение всего учебного года).

  Языковые разделы также отражают усиление указанной речевой направленности.

2. Структура курса учитывает закономерности усвоения русского языка:

  ✓ 5 класс — переходный от начального этапа к основному;

  ✓ 5 — 7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, вместе с тем школьники изучают:

  • вводный курс синтаксиса и пунктуации;

  • фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование;

  ✓ 8 — 9 классы — освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

  Авторы отмечают необходимость повышенного внимания "к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению", чему способствует знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка.

  Особенности структуры.

  ✓ 6 класс — изучение причастия и деепричастия;

  ✓ 7 класс — закрепление этой темы;

  ✓ усиливается семантический аспект (вследствие речевой направленности курса) в изучении фактов и явлений языка;

  ✓ особое место отводится морфемной семантике.

  Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры:

  ✓ закрепительно-углубляющий этап (относительно предыдущего года);

  ✓ основной этап (реализация программного материала в логике его развития).

  Использованные источники (см. список литературы): XIV (С. 112-114), I (С. 31-32).