Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Авторская программа под ред. В. В. Бабайцевой
1. Программа изучения русского языка, созданная А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой, Г. К. Лифман-Орловой и др. под ред. В. В. Бабайцевой, реализуется в учебном комплексе:
✓ "Русский язык. Теория";
✓ "Русский язык. Практика";
✓ "Русская речь".
Часть "Русский язык. Теория":
✓ содержит сведения о языке, предназначенные для изучения в 5 — 9 классах;
✓ строится на принципе системного изложения теории;
✓ выполняет учебную и справочную функцию:
✓ способствует формированию у школьников познавательной самостоятельности; умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Часть "Русский язык. Практика" (для каждого класса):
✓ обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования полученными знаниями; формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме;
✓ предлагает упражнения (репродуктивная деятельность), задачи (активизация познавательной деятельности, развитие мышления, формирование интереса к изучению языка, совершенствование речи).
Часть"Русская речь" (для каждого класса) представляет систему работы по развитию связной речи учащихся:
✓ речеведческие понятия;
✓ задания и упражнения (совершенствование устной и письменной речи, повышение речевой культуры школьников).
2. Особенности содержания и структуры авторской программы под ред. В. В. Бабайцевой состоят в следующем.
Разделы программы имеют две рубрики:
✓ теоретические сведения и правила;
✓ умения и навыки, которые учащиеся 5 — 9 классов должны приобрести в процессе обучения:
• навыки анализа (разбора) языкового материала;
• орфографические умения;
• пунктуационные;
• связной речи;
• овладение нормами литературного языка.
Выделяются:
✓ вводный курс — обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал;
✓ основной курс — систематический.
Программа содержит традиционные для школы разделы и понятия. однако отличается тем, что:
✓ имеются некоторые изменения понятийно-терминологической системы, что обусловлено усилением практической направленности обучения;
✓ раздел "Морфемика", изучающий состав слова, содержит также понятия о способах образования слов и словообразовательном разборе;
✓ введены понятия сочинительного словосочетания, многозначных членов предложения;
✓ особое внимание уделяется строению и значению сложных предложений; типы придаточных соотнесены с членами предложения;
✓ принцип подачи материала — линейный;
✓ изучение разделов "Фонетика", "Графика", "Лексика", "Морфемика" и начало основного курса морфологии — в 5 классе;
✓ продолжение изучения морфологии — в 6 — 7 классах;
✓ синтаксис, тема "Общие сведения о языке" — в 8 — 9 классах;
✓ формирование орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех разделов;
✓ нетрадиционная последовательность изучения некоторых грамматических тем (имя существительное — глагол — имя прилагательное, имя числительное — наречие — слова состояния — местоимение);
✓ в качестве особой группы выделены слова состояния;
✓ причастие и деепричастие рассматриваются как самостоятельные части речи.
Использованные источники (см. список литературы): XIV (С. 64-68), I (С. 181-183).