Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Авторская программа под ред. Т. А. Ладыженской
1. Программа изучения русского языка в 5 — 9 классах общеобразовательной школы, созданная Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановым и Н. М. Шанским, имеет следующую структуру:
✓ изучение фонетики, графики, лексики, фразеологии, морфемики, словообразования, морфологии, орфографии (5 — 7классы):
✓ систематический курс синтаксиса (8 — 9 классы):
✓ введение первоначальных сведений об основных понятиях синтаксиса и пунктуации (5 класс).
2. Особенности авторской программы под ред. Т.А. Ладыженской:
✓ расположение материала с учетом возрастных возможностей учащихся;
✓ изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа;
✓ работа по культуре речи проводится в каждом классе;
✓ вводные уроки о русском языке (роль и значение) в каждом классе;
✓ повторение осуществляется в начале и в конце года в каждом классе, а также после изучения какой-либо темы;
✓ пятая часть учебного времени отводится на развитие связной речи;
✓ пропорциональное распределение (между грамматическим материалом) тем по развитию речи;
✓ в конце каждой поклассной программы даны основные умения и навыки;
✓ указывается учебное время по каждому классу, по темам программы.
3. Основные направления работы по русскому языку в 5 — 9 классах по программе под ред. Т. А. Ладыженской:
✓ организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями —
• особое внимание к теоретическим вопросам, служащим базой для формирования умений и навыков — орфографических, пунктуационных, речевых;
• усвоение теоретических сведений в практической деятельности — анализ, сопоставление, разбор;
✓ формирование навыков грамотного письма —
• понимание и запоминание правил;
• применение правил на практике;
• словесно-лексическая работа;
• закрепление орфографических и пунктуационных навыков;
✓ совершенствование умений и навыков правильного каллиграфического письма —
• поддержка данных умений и навыков;
• предъявление необходимых требований к оформлению всех записей;
✓ контроль учителя за классными и домашними работами учащихся;
✓ тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися;
✓ совершенствование всех видов речевой деятельности — говорения, аудирования, чтения, письма;
✓ овладение нормами русского литературного языка;
✓ обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
✓ формирование умений, навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
✓ предупреждение и устранение различных языковых ошибок;
✓ формирование навыков выразительного чтения;
✓ работа над развитием речевого слуха учащихся.
Использованные источники (см. список литературы): XIV (С. 12-19), I (С. 137-138).