Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Учебные программы

1. Учебная программа — нормативный документ. Она раскрывает:

  ✓ содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету;

  ✓ логику изучения основных мировоззренческих идей;

  ✓ последовательность тем, вопросов;

  ✓ общую дозировку времени на их изучение.

  Учебная программа содержит:

  ✓ объяснительную записку о целях изучения предмета, составе и направлении в работе, месте в системе школьных дисциплин, других особенностях курса;

  ✓ теоретическое содержание изучаемого материала;

  ✓ ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов;

  ✓ перечень основных элементов содержания;

  ✓ указания по реализации межпредметных связей;

  ✓ требования к знаниям и умениям учащихся;

  ✓ перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

  ✓ рекомендуемую литературу.

2. Программа в целом — совокупность органически связанных между собой поклассных программ.

  Выделяются уровень программы в целом и уровень программы каждого класса.

  Схема поклассной программы:

  ✓ сведения о языке;

  ✓ повторение пройденного;

  ✓ грамматика и правописание;

  ✓ развитие связной речи;

  ✓ требования к знаниям и умениям.

  Способы развертывания содержания учебного материала:

  ✓ концентрический — одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста учащихся;

  ✓ линейный — материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

3. Особенности программы русского языка обусловлены следующими факторами, определяющими последовательность изучения:

  ✓ состав и структура самого языка;

  ✓ психологические особенности овладения учащимися изучаемым материалом.

  Языковая часть курса каждого класса включает:

  ✓ сведения о языковых явлениях;

  ✓ требования к работе по культуре речи.

  Речевая часть содержит:

  ✓ речеведческие понятия;

  ✓ виды работ по развитию связной речи.

  Речеведческие понятия отражают:

  ✓ типологию текстов;

  ✓ текстообразующие явления.

  Действующие программы по русскому языку включают также требования к знаниям и умениям учащихся по курсу каждого класса, которые определяют результаты освоения программного материала.

  Использованные источники (см. список литературы): XVIII (С. 190), XI (С. 153), XVII (Т. 2. С. 291), II (С. 56-61).