Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Учебные программы
1. Учебная программа — нормативный документ. Она раскрывает:
✓ содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету;
✓ логику изучения основных мировоззренческих идей;
✓ последовательность тем, вопросов;
✓ общую дозировку времени на их изучение.
Учебная программа содержит:
✓ объяснительную записку о целях изучения предмета, составе и направлении в работе, месте в системе школьных дисциплин, других особенностях курса;
✓ теоретическое содержание изучаемого материала;
✓ ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов;
✓ перечень основных элементов содержания;
✓ указания по реализации межпредметных связей;
✓ требования к знаниям и умениям учащихся;
✓ перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
✓ рекомендуемую литературу.
2. Программа в целом — совокупность органически связанных между собой поклассных программ.
Выделяются уровень программы в целом и уровень программы каждого класса.
Схема поклассной программы:
✓ сведения о языке;
✓ повторение пройденного;
✓ грамматика и правописание;
✓ развитие связной речи;
✓ требования к знаниям и умениям.
Способы развертывания содержания учебного материала:
✓ концентрический — одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста учащихся;
✓ линейный — материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.
3. Особенности программы русского языка обусловлены следующими факторами, определяющими последовательность изучения:
✓ состав и структура самого языка;
✓ психологические особенности овладения учащимися изучаемым материалом.
Языковая часть курса каждого класса включает:
✓ сведения о языковых явлениях;
✓ требования к работе по культуре речи.
Речевая часть содержит:
✓ речеведческие понятия;
✓ виды работ по развитию связной речи.
Речеведческие понятия отражают:
✓ типологию текстов;
✓ текстообразующие явления.
Действующие программы по русскому языку включают также требования к знаниям и умениям учащихся по курсу каждого класса, которые определяют результаты освоения программного материала.
Использованные источники (см. список литературы): XVIII (С. 190), XI (С. 153), XVII (Т. 2. С. 291), II (С. 56-61).