Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Содержание работы по русскому языку в средней школе
1. Типы учебного материала в школьном курсе русского языка:
✓ знания о языке и речи;
✓ умения и навыки;
✓ способы деятельности учащихся.
Знания представляют собой проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности (например, языка как развивающейся знаковой системы), адекватное ее отражению в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Дидактически обоснованная система знаний о языке и речи включает:
✓ лингвистические понятия и языковые факты из разделов науки о русском языке (фонетика, лексикология, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис);
✓ элементы общего языкознания, истории русского языка и русской диалектологии;
✓ сведения по общей стилистике и культуре речи, элементы лексикографии;
✓ сведения о графике, об орфографии и пунктуации; орфограммы и пунктуационные правила.
Умения — подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний.
Совершенствуясь и автоматизируясь, умения превращаются в навыки.
Учебно-языковые умения соответствуют знаниям о языке. Различаются:
✓ коммуникативные умения;
✓ орфографические;
✓ пунктуационные.
Способы деятельности — компонент динамической структуры деятельности; совокупность приемов и методов, обеспечивающих результат деятельности.
Представлены в учебниках русского языка как алгоритмы действий учащихся.
2. Принципы отбора знаний и умений учащихся по русскому языку подразделяются на общедидактические и специальные. Общедидактические принципы:
✓ научность;
✓ общепринятость;
✓ доступность.
Специальные критерии:
✓ мировоззренческий — научные представления о языке;
✓ системный — знания о языке как системе;
✓ функциональный — употребление в речи;
✓ эстетический — прекрасное в языке и речи;
✓ коммуникативный — развитие связной речи учащихся;
✓ исторический — развитие языка;
✓ межпредметный — связь русского языка с другими предметами;
✓ практический — формирование умений и навыков;
✓ логико-познавательный — отбор умений, развивающих логическое мышление;
✓ частотно-нормативный — умения нормативного характера;
✓ относительной орфографической и пунктуационной грамотности — необходимый механизм правил;
✓ логико-функциональный — умения оперировать содержанием и языковыми средствами при создании текста.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 52-56), XVI (С. 164, 419, 446), XXI (С. 13, 23-24).