Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Содержание работы по русскому языку в средней школе

1. Типы учебного материала в школьном курсе русского языка:

  ✓ знания о языке и речи;

  ✓ умения и навыки;

  ✓ способы деятельности учащихся.

  Знания представляют собой проверенный практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности (например, языка как развивающейся знаковой системы), адекватное ее отражению в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

  Дидактически обоснованная система знаний о языке и речи включает:

  ✓ лингвистические понятия и языковые факты из разделов науки о русском языке (фонетика, лексикология, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис);

  ✓ элементы общего языкознания, истории русского языка и русской диалектологии;

  ✓ сведения по общей стилистике и культуре речи, элементы лексикографии;

  ✓ сведения о графике, об орфографии и пунктуации; орфограммы и пунктуационные правила.

  Умения — подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний.

  Совершенствуясь и автоматизируясь, умения превращаются в навыки.

  Учебно-языковые умения соответствуют знаниям о языке. Различаются:

  ✓ коммуникативные умения;

  ✓ орфографические;

  ✓ пунктуационные.

  Способы деятельности — компонент динамической структуры деятельности; совокупность приемов и методов, обеспечивающих результат деятельности.

Представлены в учебниках русского языка как алгоритмы действий учащихся.

2. Принципы отбора знаний и умений учащихся по русскому языку подразделяются на общедидактические и специальные. Общедидактические принципы:

  ✓ научность;

  ✓ общепринятость;

  ✓ доступность.

  Специальные критерии:

  ✓ мировоззренческий — научные представления о языке;

  ✓ системный — знания о языке как системе;

  ✓ функциональный — употребление в речи;

  ✓ эстетический — прекрасное в языке и речи;

  ✓ коммуникативный — развитие связной речи учащихся;

  ✓ исторический — развитие языка;

  ✓ межпредметный — связь русского языка с другими предметами;

  ✓ практический — формирование умений и навыков;

  ✓ логико-познавательный — отбор умений, развивающих логическое мышление;

  ✓ частотно-нормативный — умения нормативного характера;

  ✓ относительной орфографической и пунктуационной грамотности — необходимый механизм правил;

  ✓ логико-функциональный — умения оперировать содержанием и языковыми средствами при создании текста.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 52-56), XVI (С. 164, 419, 446), XXI (С. 13, 23-24).