Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Развитие учащихся в процессе их обучения русскому языку

1. Развитие учащихся в процессе их обучения русскому языку — это становление научно-лингвистического мировоззрения (М. Т. Баранов).

  В широком смысле развитие — процесс перехода из одного состояния в другое.

  Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных свойств личности.

  В человеке на протяжении всей его жизни происходят количественные и качественные изменения.

  Ведущий процесс в развитии личности — воспитание, так как овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взросления.

2. Лингвистический взгляд на язык формируется у детей в процессе осознания ими языка как феномена. Это представление о языке как:

  ✓ средстве коммуникации;

  ✓ выражении мыслей и их фиксации;

  ✓ особом явлении, состоящем из специфических единиц, обладающих своими функциями, структурой и значением, своеобразным употреблением в речи.

  Основной принцип развития лингвистического взгляда учащихся на язык — рассмотрение программного материала под углом зрения коммуникаций, функций, значения и употребления языковых явлений.

  Компоненты лингвистического взгляда (по М. Т. Баранову):

  ✓ коммуникативно-смысловая значимость языка;

  ✓ уровневый характер языка;

  ✓ структурно-семантическое представление о единицах языка;

  ✓ функционально-стилистический характер речи.

3. Сопутствующее условие языкового развития — формирование языкового чутья (интуиции) под воздействием окружающей среды в раннем возрасте.

  Для этой цели необходимы (по М. Т. Баранову):

  ✓ развитие у учащихся направленного внимания на соответствие речи норме и стилевому единству текста;

  ✓ систематическое выполнение специальных упражнений, заключающихся в сравнении созданного учеником речевого произведения с эталоном в обучении выбору языковых средств. Различаются чутье нормы и чутье стиля.

4. Важная задача школы — формирование у школьников потребности в самоконтроле.

  Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, предполагающих наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состоянии.

  Основа самоконтроля учащихся — прочные знания по русскому языку.

5. Языковое развитие на разных возрастных этапах характеризуется различиями в уровне понимания и использования в речевой практике языковых понятий и явлений.

  Показатели уровня языкового развития (по А. В. Текучеву):

  ✓ количественный запас слов;

  ✓ качественный состав словаря (активного и пассивного);

  ✓ запас фразеологических оборотов;

  ✓ разнообразие и сложность используемых грамматических конструкций;

  ✓ стилистическое разнообразие;

  ✓ умение строить развернутое повествование (в устной и письменной форме);

  ✓ владение изобразительными средствами языка и т. д.

  Один из показателей развития (в том числе и лингвистического) — умение применять полученные знания в новых условиях.

  Различаются непосредственный и опосредованный перенос знаний:

  ✓ непосредственный перенос — это применение знаний к явлениям одного и того же рода;

  ✓ опосредованный перенос — это применение знаний из одной области к овладению либо знаниями, либо умениями в другой области.

  Последовательность обучения школьников умению переносить знания в новые условия:

  ✓ работа под руководством учителя;

  ✓ работа по образцу;

  ✓ самостоятельное применение полученного знания. Использованные источники (см. список литературы): II (С. 48-52), XXI (С. 53-54), XVI (С. 386).