Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Развитие учащихся в процессе их обучения русскому языку
1. Развитие учащихся в процессе их обучения русскому языку — это становление научно-лингвистического мировоззрения (М. Т. Баранов).
В широком смысле развитие — процесс перехода из одного состояния в другое.
Развитие человека — очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных свойств личности.
В человеке на протяжении всей его жизни происходят количественные и качественные изменения.
Ведущий процесс в развитии личности — воспитание, так как овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взросления.
2. Лингвистический взгляд на язык формируется у детей в процессе осознания ими языка как феномена. Это представление о языке как:
✓ средстве коммуникации;
✓ выражении мыслей и их фиксации;
✓ особом явлении, состоящем из специфических единиц, обладающих своими функциями, структурой и значением, своеобразным употреблением в речи.
Основной принцип развития лингвистического взгляда учащихся на язык — рассмотрение программного материала под углом зрения коммуникаций, функций, значения и употребления языковых явлений.
Компоненты лингвистического взгляда (по М. Т. Баранову):
✓ коммуникативно-смысловая значимость языка;
✓ уровневый характер языка;
✓ структурно-семантическое представление о единицах языка;
✓ функционально-стилистический характер речи.
3. Сопутствующее условие языкового развития — формирование языкового чутья (интуиции) под воздействием окружающей среды в раннем возрасте.
Для этой цели необходимы (по М. Т. Баранову):
✓ развитие у учащихся направленного внимания на соответствие речи норме и стилевому единству текста;
✓ систематическое выполнение специальных упражнений, заключающихся в сравнении созданного учеником речевого произведения с эталоном в обучении выбору языковых средств. Различаются чутье нормы и чутье стиля.
4. Важная задача школы — формирование у школьников потребности в самоконтроле.
Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, предполагающих наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состоянии.
Основа самоконтроля учащихся — прочные знания по русскому языку.
5. Языковое развитие на разных возрастных этапах характеризуется различиями в уровне понимания и использования в речевой практике языковых понятий и явлений.
Показатели уровня языкового развития (по А. В. Текучеву):
✓ количественный запас слов;
✓ качественный состав словаря (активного и пассивного);
✓ запас фразеологических оборотов;
✓ разнообразие и сложность используемых грамматических конструкций;
✓ стилистическое разнообразие;
✓ умение строить развернутое повествование (в устной и письменной форме);
✓ владение изобразительными средствами языка и т. д.
Один из показателей развития (в том числе и лингвистического) — умение применять полученные знания в новых условиях.
Различаются непосредственный и опосредованный перенос знаний:
✓ непосредственный перенос — это применение знаний к явлениям одного и того же рода;
✓ опосредованный перенос — это применение знаний из одной области к овладению либо знаниями, либо умениями в другой области.
Последовательность обучения школьников умению переносить знания в новые условия:
✓ работа под руководством учителя;
✓ работа по образцу;
✓ самостоятельное применение полученного знания. Использованные источники (см. список литературы): II (С. 48-52), XXI (С. 53-54), XVI (С. 386).