Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Цели и задачи обучения русскому языку в современной школе
1. Главная цель обучения русскому языку — обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью:
✓ сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;
✓ научить их свободно говорить и писать на родном языке;
✓ пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Цели преподавания русского языка в школе:
✓ формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
✓ воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Задачи преподавания:
✓ дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
✓ обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; а также формирование умений применять эти знания на практике;
✓ развивать речь учащихся;
✓ формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
2. Цель обучения русскому языку в 5 — 9 классах (по Н. М. Шанскому) — формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция — осведомленность школьников в системе родного языка. Для ее достижения необходимо решить следующие познавательные задачи:
✓ формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;
✓ вооружение их основами знаний о родном языке;
✓ развитие языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция — осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме. Здесь практические задачи:
✓ формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
✓ овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
✓ обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция — знания учащихся о самой науке "Русский язык". Здесь выделяют следующие общепредметные (общедидактические) задачи:
✓ воспитание учащихся средствами данного предмета;
✓ развитие логического мышления школьников;
✓ обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
✓ формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой и т. д.).
3. Основные задачи преподавания русского языка в старших (10 — 11) классах.
✓ закрепить и углубить знания; развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
✓ совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
✓ закрепить и расширить знания учащихся о тексте;
✓ дать общие сведения о языке;
✓ обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях;
✓ обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы;
✓ способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Использованные источники (см. список литературы): XIV (С. 11-12, 63-64, 111-112), XIII (С. 8-9), XVII (Т. 2. С. 291).