Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Цели и задачи обучения русскому языку в современной школе

1. Главная цель обучения русскому языку — обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью:

  ✓ сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;

  ✓ научить их свободно говорить и писать на родном языке;

  ✓ пользоваться им в жизни как основным средством общения.

  Цели преподавания русского языка в школе:

  ✓ формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;

  ✓ воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

  Задачи преподавания:

  ✓ дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

  ✓ обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; а также формирование умений применять эти знания на практике;

  ✓ развивать речь учащихся;

  ✓ формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

2. Цель обучения русскому языку в 5 — 9 классах (по Н. М. Шанскому) — формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

  Языковая компетенция — осведомленность школьников в системе родного языка. Для ее достижения необходимо решить следующие познавательные задачи:

  ✓ формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

  ✓ вооружение их основами знаний о родном языке;

  ✓ развитие языкового и эстетического идеала.

  Коммуникативная компетенция — осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме. Здесь практические задачи:

  ✓ формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  ✓ овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  ✓ обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  Лингвистическая компетенция — знания учащихся о самой науке "Русский язык". Здесь выделяют следующие общепредметные (общедидактические) задачи:

  ✓ воспитание учащихся средствами данного предмета;

  ✓ развитие логического мышления школьников;

  ✓ обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  ✓ формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой и т. д.).

3. Основные задачи преподавания русского языка в старших (10 — 11) классах.

  ✓ закрепить и углубить знания; развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

  ✓ совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  ✓ закрепить и расширить знания учащихся о тексте;

  ✓ дать общие сведения о языке;

  ✓ обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях;

  ✓ обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы;

  ✓ способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

  Использованные источники (см. список литературы): XIV (С. 11-12, 63-64, 111-112), XIII (С. 8-9), XVII (Т. 2. С. 291).