Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Русский язык как учебный предмет
1. Учебный предмет — дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, выражающих основное содержание какой-либо науки.
Содержание учебного предмета формируется на основах определенной науки с учетом:
✓ закономерностей учебного процесса;
✓ возрастных особенностей;
✓ уровня учебно-образовательной подготовки учащихся;
✓ назначения обучения;
✓ необходимости наличия межкультурных и межнаучных связей и пр.
2. Роль и значение русского языка:
✓ русский язык служит русскому народу:
• как средство общения во всех сферах жизни;
• для хранения и передачи информации;
• для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи;
✓ русский язык — один из самых развитых языков мира:
• он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств;
• располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием;
✓ на русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение;
✓ в современном мире русский язык — один из официальных языков ООН и государственный язык Российской Федерации.
3. Русский язык — один из ведущих предметов в школе, что обусловлено его ролью:
✓ в жизни российского общества;
✓ развитии мышления детей;
✓ формировании их сознания и самосознания.
Специфика преподавания русского языка в школе Российской Федерации как учебного предмета в том, что родной язык — не только предмет изучения, но и средство обучения.
Русский язык имеет огромное значение для изучения всех школьных предметов.
Язык играет важную роль в развитии способности человека к абстрагированию и обобщению.
Понятия, определения, правила и классификации грамматики представляют собой результат широких обобщений большого фактического языкового материала.
Учебными программами определяются:
✓ объем фактического содержания курса русского языка;
✓ распределение материала по классам;
✓ последовательность его прохождения.
Особая роль отводится русскому языку в начальной школе.
Использованные источники (см. список литературы): XVI (С. 460), XXI (С. 8-9), XVII (Т. 2. С. 290), XIV (С. 10-11).