Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Русский язык как учебный предмет

1. Учебный предмет — дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, выражающих основное содержание какой-либо науки.

  Содержание учебного предмета формируется на основах определенной науки с учетом:

  ✓ закономерностей учебного процесса;

  ✓ возрастных особенностей;

  ✓ уровня учебно-образовательной подготовки учащихся;

  ✓ назначения обучения;

  ✓ необходимости наличия межкультурных и межнаучных связей и пр.

2. Роль и значение русского языка:

  ✓ русский язык служит русскому народу:

  • как средство общения во всех сферах жизни;

  • для хранения и передачи информации;

  • для связи поколений русских людей, живших в разные эпохи;

  ✓ русский язык — один из самых развитых языков мира:

  • он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств;

  • располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием;

  ✓ на русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение;

  ✓ в современном мире русский язык — один из официальных языков ООН и государственный язык Российской Федерации.

3. Русский язык — один из ведущих предметов в школе, что обусловлено его ролью:

  ✓ в жизни российского общества;

  ✓ развитии мышления детей;

  ✓ формировании их сознания и самосознания.

  Специфика преподавания русского языка в школе Российской Федерации как учебного предмета в том, что родной язык — не только предмет изучения, но и средство обучения.

  Русский язык имеет огромное значение для изучения всех школьных предметов.

  Язык играет важную роль в развитии способности человека к абстрагированию и обобщению.

  Понятия, определения, правила и классификации грамматики представляют собой результат широких обобщений большого фактического языкового материала.

  Учебными программами определяются:

  ✓ объем фактического содержания курса русского языка;

  ✓ распределение материала по классам;

  ✓ последовательность его прохождения.

  Особая роль отводится русскому языку в начальной школе.

  Использованные источники (см. список литературы): XVI (С. 460), XXI (С. 8-9), XVII (Т. 2. С. 290), XIV (С. 10-11).