Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Историческое развитие методики русского языка

1. В Древней Руси для обучения грамоте использовались богослужебные книги — Псалтырь, Часослов и др.

  Первый печатный учебник славянской грамоты — "Азбука" Ивана Федорова (1574) — состоял из двух частей:

  ✓ первая — алфавит, слоги, примеры правописания, грамматические сведения;

  ✓ вторая — тексты для чтения нравственного и воспитательного характера.

  Рекомендации по преподаванию русского языка впервые были даны в "Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ" Ф. И. Янковичада Мириево (1783).

  Учебными пособиями в гимназиях до середины XIX в. были:

  ✓ "Грамматика" М. Смотрицкого (1619);

  ✓ "Букварь" К. Истомина (1694);

  ✓ "Российская грамматика" М. В. Ломоносова (1757);

  ✓ учебные издания Н. Курганова, А. А. Барсова, Н. И. Язвицкого, Л. Г. Якоба, А. Х. Востокова, Н. И. Греча и др. авторов.

2. Основные методы преподавания русского языка в XIX — начале XX вв. изложены в следующих трудах.

  ✓ "О преподавании отечественного языка" (1844) — Ф. И. Буслаев;

  ✓ "Детский мир и хрестоматия" (1861), "Родное слово" (1864) — К. Д. Ушинский;

  ✓ "Азбука" (кн. 1 — 4, 1872) — Л. Н. Толстой;

  ✓ "Родной язык в средней школе. Опыт методики" (1911) — А. Д. Алферов.

  Ф. И. Буслаев в своей работе "О преподавании отечественного языка" впервые представил процесс изучения русского языка в качестве самостоятельного объекта научного исследования ("учебная метода") и отделил его от науки о языке ("научная метода").

  Буслаев утверждал принципы.

  ✓ единства теории и практики в преподавании;

  ✓ сознательного усвоения материала;

  ✓ учета возрастных и психологических особенностей детей.

  В центр своей методической системы Буслаев поставил воспитательные задачи:

  ✓ развитие нравственных сил и интеллектуальных способностей учащихся;

  ✓ приобщение их к серьезной систематической работе.

  Идея воспитывающего обучения определила в методике Буслаева:

  ✓ взаимосвязь курсов русского языка и словесности;

  ✓ поэтапное усвоение материала от практических наблюдений до теоретического обобщения;

  ✓ научный подход к фактам и явлениям речевой практики.

  Чтение, грамматика, правописание, как отмечал Ф. И. Буслаев, должны преподаваться в комплексе, и в ходе этого процесса — анализироваться лексика; вводиться сведения по стилистике, этимологии, культуре речи, деловому письму.

  На заключительном этапе предусматривалось изучение законов функционирования и развития языка, обеспечивающее сознательное употребление грамматических форм и орфографических правил.

  Лингвистический метод. по мысли Буслаева, предполагал изучение языка на основе литературы, поскольку теория словесности — результат чтения, итог филологических наблюдений над литературными текстами.

  Книга Буслаева оказала огромное влияние на современников и потомков.

  К. Д. Ушинский уделял большое внимание родному языку в школе, "которым одухотворяется весь народ и вся его родина".

  В своих работах он:

  ✓ дал содержательный материал для наблюдений;

  ✓ разработал систему логических упражнений;

  ✓ внедрил в школу новый, аналитико-синтетический звуковой метод обучения грамоте;

  ✓ утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания.

  В книги для первоначального классного чтения "Детский мир и хрестоматия" и "Родное слово" включены:

  ✓ отрывки из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества;

  ✓ деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны.

Научность знаний сочеталась в этих книгах с доступностью и яркостью изложения, служила задачам нравственного и эстетического воспитания.

  Л. Н. Толстой создал "Азбуку" — комплекс учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя.

  Эта своеобразная энциклопедия для первоначального обучения отличалась оригинальными принципами составления:

  ✓ все материалы — слова, отдельные предложения, короткие рассказы, тексты для чтения, пословицы и поговорки — отражали жизнь русского крестьянства;

  ✓ использовались произведения фольклора, басенные сюжеты;

  ✓ были включены также этнографические и географические сведения.

  А. Д. Алферов в своей книге "Родной язык в средней школе. Опыт методики

  ✓ обобщил опыт русской средней школы;

  ✓ представил обзор преподавания родных языков за рубежом;

  ✓ рекомендовал изучать в школе не только литературный язык, но и разговорный; знакомить учащихся с фольклором и диалектами;

  ✓ особое внимание уделял развитию речи учащихся;

  ✓ подчеркивал значение грамматики для общего развития школьников, для обучения правописанию и овладения культурой речи;

  ✓ в методике орфографии советовал использовать упражнения, которые опираются на слух, зрение, кинестезии и сознание;

  ✓ цель преподавания языка определял, как умение вслушиваться в язык, говорить, читать и писать на нем;

  ✓ разрабатывал рекомендации по внеклассной работе;

  ✓ предложил методику исправления и предупреждения речевых ошибок;

  ✓ преподавание литературы рассматривал в неразрывной связи с изучением родного языка.

3. В начале XX в. в методике преподавания русского языка усилилась научно-лингвистическая направленность. Наиболее известные деятели этого периода: Ф. Ф. Фортунатов, A. А. Шахматов, Д. Н. Овсянико-Куликовский.

  Указанные традиции развивали в советское время Л. В. Щерба, Д. Н. Ушаков, А. М. Пешковский, А. Н. Гвоздев, Е. С. Истрина, B. В. Виноградов, С. Г. Бурхударов и др.

  А. М. Пешковский:

  ✓ выступал за сокращение разрыва между школьной грамматикой и грамматической теорией;

  ✓ общеобразовательное и практическое значение грамматики рассматривал в единстве, дифференцируя преподавание по уровню развития и возрастным возможностям учащихся.

  Л. В. Щерба.

  ✓ много внимания уделял преподаванию русского языка в средней школе;

  ✓ участвовал в составлении учебных планов и программ;

  ✓ был редактором стабильного школьного учебника русского языка;

  ✓ отмечал невозможность создания универсальных методов обучения;

  ✓ стремился применять средства филологии для общего развития и воспитания учащихся.

  А. Н. Гвоздев:

  ✓ рекомендовал максимально использовать в процессе обучения творческий интерес и любознательность детей;

  ✓ выделил возрастные этапы усвоения детьми различных лингвистических явлений;

  ✓ установил последовательность и закономерности понимания и употребления ими фонетических, морфологических и синтаксических конструкций и категорий;

  ✓ проанализировал особенности методики обучения орфографии в школе.

  В. А. Добромыслов:

  ✓ исследовал взаимодействие развития речи и логического мышления ребенка;

  ✓ центральное место в школьном курсе отводил систематическому преподаванию грамматики;

  ✓ особое значение придавал различным видам разговоров;

  ✓ рассмотрел и классифицировал на лингвистической основе характеристики речи учащихся, проанализировал причины "речевой бедности";

  ✓ наметил пути формирования речевой культуры школьников.

  А. В. Текучев:

  ✓ рассматривал методику преподавания русского языка как науку, органически связанную с лингвистикой и имеющую важное значение в передаче новым поколениям богатств русского литературного языка;

  ✓ выявил соотношение школьной и научной грамматики;

  ✓ обобщил исследования и педагогический опыт в постановке грамматического разбора как средства изучения грамматики;

  ✓ подчеркивал, что дифференцированный методический подход к орфографическим ошибкам учащихся и их объяснение с лингвистической точки зрения обуславливают наиболее эффективное применение того или иного методического приема;

  ✓ систематизировал достижения отечественных исследователей в фундаментальном труде "Методика преподавания русского языка в средней школе" (1980).

4. Особенности системы среднешкольного образования в 90-е гг. XX в. (по М. Р. Львову):

  ✓ гуманитарная направленность;

  ✓ расширение числа языковых предметов;

  ✓ разнообразие типов школ, программ и учебников;

  ✓ введение (в гуманитарных школах, классах) таких учебных дисциплин, как стилистика, культура речи, словесность, риторика и т. п.;

  ✓ применение инновационных методик.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 16-21), IV (С. 13), XVII (Т. 1. С. 123, 194, 280. Т. 2. С. 145, 292293, 441, 425, 498, 597).

  Использованные источники (см. список литературы): XVI (С. 248-249), XI (С. 39), XXI (С. 26-27).