Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Историческое развитие методики русского языка
1. В Древней Руси для обучения грамоте использовались богослужебные книги — Псалтырь, Часослов и др.
Первый печатный учебник славянской грамоты — "Азбука" Ивана Федорова (1574) — состоял из двух частей:
✓ первая — алфавит, слоги, примеры правописания, грамматические сведения;
✓ вторая — тексты для чтения нравственного и воспитательного характера.
Рекомендации по преподаванию русского языка впервые были даны в "Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ" Ф. И. Янковичада Мириево (1783).
Учебными пособиями в гимназиях до середины XIX в. были:
✓ "Грамматика" М. Смотрицкого (1619);
✓ "Букварь" К. Истомина (1694);
✓ "Российская грамматика" М. В. Ломоносова (1757);
✓ учебные издания Н. Курганова, А. А. Барсова, Н. И. Язвицкого, Л. Г. Якоба, А. Х. Востокова, Н. И. Греча и др. авторов.
2. Основные методы преподавания русского языка в XIX — начале XX вв. изложены в следующих трудах.
✓ "О преподавании отечественного языка" (1844) — Ф. И. Буслаев;
✓ "Детский мир и хрестоматия" (1861), "Родное слово" (1864) — К. Д. Ушинский;
✓ "Азбука" (кн. 1 — 4, 1872) — Л. Н. Толстой;
✓ "Родной язык в средней школе. Опыт методики" (1911) — А. Д. Алферов.
Ф. И. Буслаев в своей работе "О преподавании отечественного языка" впервые представил процесс изучения русского языка в качестве самостоятельного объекта научного исследования ("учебная метода") и отделил его от науки о языке ("научная метода").
Буслаев утверждал принципы.
✓ единства теории и практики в преподавании;
✓ сознательного усвоения материала;
✓ учета возрастных и психологических особенностей детей.
В центр своей методической системы Буслаев поставил воспитательные задачи:
✓ развитие нравственных сил и интеллектуальных способностей учащихся;
✓ приобщение их к серьезной систематической работе.
Идея воспитывающего обучения определила в методике Буслаева:
✓ взаимосвязь курсов русского языка и словесности;
✓ поэтапное усвоение материала от практических наблюдений до теоретического обобщения;
✓ научный подход к фактам и явлениям речевой практики.
Чтение, грамматика, правописание, как отмечал Ф. И. Буслаев, должны преподаваться в комплексе, и в ходе этого процесса — анализироваться лексика; вводиться сведения по стилистике, этимологии, культуре речи, деловому письму.
На заключительном этапе предусматривалось изучение законов функционирования и развития языка, обеспечивающее сознательное употребление грамматических форм и орфографических правил.
Лингвистический метод. по мысли Буслаева, предполагал изучение языка на основе литературы, поскольку теория словесности — результат чтения, итог филологических наблюдений над литературными текстами.
Книга Буслаева оказала огромное влияние на современников и потомков.
К. Д. Ушинский уделял большое внимание родному языку в школе, "которым одухотворяется весь народ и вся его родина".
В своих работах он:
✓ дал содержательный материал для наблюдений;
✓ разработал систему логических упражнений;
✓ внедрил в школу новый, аналитико-синтетический звуковой метод обучения грамоте;
✓ утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания.
В книги для первоначального классного чтения "Детский мир и хрестоматия" и "Родное слово" включены:
✓ отрывки из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества;
✓ деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны.
Научность знаний сочеталась в этих книгах с доступностью и яркостью изложения, служила задачам нравственного и эстетического воспитания.
Л. Н. Толстой создал "Азбуку" — комплекс учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя.
Эта своеобразная энциклопедия для первоначального обучения отличалась оригинальными принципами составления:
✓ все материалы — слова, отдельные предложения, короткие рассказы, тексты для чтения, пословицы и поговорки — отражали жизнь русского крестьянства;
✓ использовались произведения фольклора, басенные сюжеты;
✓ были включены также этнографические и географические сведения.
А. Д. Алферов в своей книге "Родной язык в средней школе. Опыт методики
✓ обобщил опыт русской средней школы;
✓ представил обзор преподавания родных языков за рубежом;
✓ рекомендовал изучать в школе не только литературный язык, но и разговорный; знакомить учащихся с фольклором и диалектами;
✓ особое внимание уделял развитию речи учащихся;
✓ подчеркивал значение грамматики для общего развития школьников, для обучения правописанию и овладения культурой речи;
✓ в методике орфографии советовал использовать упражнения, которые опираются на слух, зрение, кинестезии и сознание;
✓ цель преподавания языка определял, как умение вслушиваться в язык, говорить, читать и писать на нем;
✓ разрабатывал рекомендации по внеклассной работе;
✓ предложил методику исправления и предупреждения речевых ошибок;
✓ преподавание литературы рассматривал в неразрывной связи с изучением родного языка.
3. В начале XX в. в методике преподавания русского языка усилилась научно-лингвистическая направленность. Наиболее известные деятели этого периода: Ф. Ф. Фортунатов, A. А. Шахматов, Д. Н. Овсянико-Куликовский.
Указанные традиции развивали в советское время Л. В. Щерба, Д. Н. Ушаков, А. М. Пешковский, А. Н. Гвоздев, Е. С. Истрина, B. В. Виноградов, С. Г. Бурхударов и др.
А. М. Пешковский:
✓ выступал за сокращение разрыва между школьной грамматикой и грамматической теорией;
✓ общеобразовательное и практическое значение грамматики рассматривал в единстве, дифференцируя преподавание по уровню развития и возрастным возможностям учащихся.
Л. В. Щерба.
✓ много внимания уделял преподаванию русского языка в средней школе;
✓ участвовал в составлении учебных планов и программ;
✓ был редактором стабильного школьного учебника русского языка;
✓ отмечал невозможность создания универсальных методов обучения;
✓ стремился применять средства филологии для общего развития и воспитания учащихся.
А. Н. Гвоздев:
✓ рекомендовал максимально использовать в процессе обучения творческий интерес и любознательность детей;
✓ выделил возрастные этапы усвоения детьми различных лингвистических явлений;
✓ установил последовательность и закономерности понимания и употребления ими фонетических, морфологических и синтаксических конструкций и категорий;
✓ проанализировал особенности методики обучения орфографии в школе.
В. А. Добромыслов:
✓ исследовал взаимодействие развития речи и логического мышления ребенка;
✓ центральное место в школьном курсе отводил систематическому преподаванию грамматики;
✓ особое значение придавал различным видам разговоров;
✓ рассмотрел и классифицировал на лингвистической основе характеристики речи учащихся, проанализировал причины "речевой бедности";
✓ наметил пути формирования речевой культуры школьников.
А. В. Текучев:
✓ рассматривал методику преподавания русского языка как науку, органически связанную с лингвистикой и имеющую важное значение в передаче новым поколениям богатств русского литературного языка;
✓ выявил соотношение школьной и научной грамматики;
✓ обобщил исследования и педагогический опыт в постановке грамматического разбора как средства изучения грамматики;
✓ подчеркивал, что дифференцированный методический подход к орфографическим ошибкам учащихся и их объяснение с лингвистической точки зрения обуславливают наиболее эффективное применение того или иного методического приема;
✓ систематизировал достижения отечественных исследователей в фундаментальном труде "Методика преподавания русского языка в средней школе" (1980).
4. Особенности системы среднешкольного образования в 90-е гг. XX в. (по М. Р. Львову):
✓ гуманитарная направленность;
✓ расширение числа языковых предметов;
✓ разнообразие типов школ, программ и учебников;
✓ введение (в гуманитарных школах, классах) таких учебных дисциплин, как стилистика, культура речи, словесность, риторика и т. п.;
✓ применение инновационных методик.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 16-21), IV (С. 13), XVII (Т. 1. С. 123, 194, 280. Т. 2. С. 145, 292293, 441, 425, 498, 597).
Использованные источники (см. список литературы): XVI (С. 248-249), XI (С. 39), XXI (С. 26-27).