Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Методы исследования в методике преподавания русского языка

1. Методы исследования в методике преподавания русского языка — это пути, способы, с помощью которых осуществляется познание закономерностей обучения русскому языку.

  Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, конкретных целей и задач.

  Применяемые методы должны:

  ✓ обеспечивать выбор оптимальной системы способов решения избранной проблемы;

  ✓ улавливать динамику развития определенных качеств;

  ✓ предполагать необходимое педагогическое влияние;

  ✓ позволять анализировать ход педагогического процесса, его результаты и условия функционирования.

2. Основные типы методов исследования:

  ✓ наблюдение;

  ✓ эксперимент;

  ✓ опрос;

  ✓ тестирование;

  ✓ научные исследования;

  ✓ математические и статистические методы.

  Наблюдение — целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании. Чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

  Для повышения эффективности наблюдение должно быть:

  ✓ длительным;

  ✓ систематическим;

  ✓ разносторонним;

  ✓ объективным;

  ✓ массовым.

  Изучение, анализ и обобщение опыта работы школы и лучших учителей, опыт и практика могут служить надежным критерием для проверки правильности выводов, сделанных теоретической методикой.

  Изучение продуктов деятельности учащихся может дать необходимые сведения о достигнутом уровне умений и навыков. Особую роль играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.

  Этапы эксперимента:

  ✓ теоретический —

  • постановка проблемы;

  • определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

  ✓ методический — разработка:

  • методики исследования и его плана;

  • программы;

  • методов обработки полученных результатов;

  ✓ собственно эксперимент —

  • создание экспериментальных ситуаций;

  • наблюдение;

  • управление опытом;

  • измерение реакций испытуемых;

  ✓ аналитический —

  • количественный и качественный анализ;

  • интерпретация полученных фактов;

  • формулирование выводов и практических рекомендаций. Виды эксперимента:

  ✓ естественный — в условиях обычного образовательного процесса;

  ✓ лабораторный — создание искусственных условий;

  ✓ констатирующий;

  ✓ формирующий — направленный на формирование определенных навыков и умений.

Методы опроса:

  ✓ беседа — проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения;

  ✓ интервью — исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности;

  ✓ анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты.

  Результаты беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависят от содержания и структуры задаваемых вопросов.

  Тестирование — целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющих объективно измерять характеристики и результаты обучения, развития учеников, определять параметры педагогического процесса.

  Используются тесты:

  ✓ успеваемости;

  ✓ элементарных умений;

  ✓ для диагностики уровня обученности и развития.

  Научные исследования предполагают анализ школьной документации, отражающей педагогический процесс.

Источники информации — классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписание учебных занятий, планы учителей, конспекты уроков и т. п.

  Исследовательская работа включает в себя:

  ✓ изучение методического наследства;

  ✓ анализ соответствующей литературы в смежных областях.

  Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

  Использованные источники (см. список литературы): XVI (С. 248-249), XI (С. 39), XXI (С. 26-27).