Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Методы исследования в методике преподавания русского языка
1. Методы исследования в методике преподавания русского языка — это пути, способы, с помощью которых осуществляется познание закономерностей обучения русскому языку.
Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, конкретных целей и задач.
Применяемые методы должны:
✓ обеспечивать выбор оптимальной системы способов решения избранной проблемы;
✓ улавливать динамику развития определенных качеств;
✓ предполагать необходимое педагогическое влияние;
✓ позволять анализировать ход педагогического процесса, его результаты и условия функционирования.
2. Основные типы методов исследования:
✓ наблюдение;
✓ эксперимент;
✓ опрос;
✓ тестирование;
✓ научные исследования;
✓ математические и статистические методы.
Наблюдение — целенаправленный и планомерный процесс сбора информации. Позволяет изучать целостный объект в его естественном функционировании. Чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Для повышения эффективности наблюдение должно быть:
✓ длительным;
✓ систематическим;
✓ разносторонним;
✓ объективным;
✓ массовым.
Изучение, анализ и обобщение опыта работы школы и лучших учителей, опыт и практика могут служить надежным критерием для проверки правильности выводов, сделанных теоретической методикой.
Изучение продуктов деятельности учащихся может дать необходимые сведения о достигнутом уровне умений и навыков. Особую роль играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.
Этапы эксперимента:
✓ теоретический —
• постановка проблемы;
• определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;
✓ методический — разработка:
• методики исследования и его плана;
• программы;
• методов обработки полученных результатов;
✓ собственно эксперимент —
• создание экспериментальных ситуаций;
• наблюдение;
• управление опытом;
• измерение реакций испытуемых;
✓ аналитический —
• количественный и качественный анализ;
• интерпретация полученных фактов;
• формулирование выводов и практических рекомендаций. Виды эксперимента:
✓ естественный — в условиях обычного образовательного процесса;
✓ лабораторный — создание искусственных условий;
✓ констатирующий;
✓ формирующий — направленный на формирование определенных навыков и умений.
Методы опроса:
✓ беседа — проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения;
✓ интервью — исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности;
✓ анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты.
Результаты беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависят от содержания и структуры задаваемых вопросов.
Тестирование — целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющих объективно измерять характеристики и результаты обучения, развития учеников, определять параметры педагогического процесса.
Используются тесты:
✓ успеваемости;
✓ элементарных умений;
✓ для диагностики уровня обученности и развития.
Научные исследования предполагают анализ школьной документации, отражающей педагогический процесс.
Источники информации — классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписание учебных занятий, планы учителей, конспекты уроков и т. п.
Исследовательская работа включает в себя:
✓ изучение методического наследства;
✓ анализ соответствующей литературы в смежных областях.
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
Использованные источники (см. список литературы): XVI (С. 248-249), XI (С. 39), XXI (С. 26-27).