Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Связь методики преподавания русского языка с другими науками
1. Методика преподавания русского языка как отрасль педагогической науки развивается в тесной взаимосвязи с философией, являющейся для нее методологической основой.
Философия исследует наиболее общие законы развития природы, человеческого общества и мышления.
Язык и мышление — два неразрывно связанных вида общественной деятельности.
Мышление осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества.
Язык:
✓ важнейшее средство познания и общения;
✓ непосредственная действительность мысли;
✓ практическое действительное сознание;
✓ знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества.
2. Методика преподавания русского языка связана с психологией, изучающей закономерности развития психики человека, поскольку опирается на исследование таких психологических проблем:
✓ восприятие учебного материала;
✓ его запоминание и воспроизведение;
✓ развитие мышления и речи школьников;
✓ формирование умений и навыков правописания;
✓ усвоение языковых понятий;
✓ активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка;
✓ развитие их познавательных интересов;
✓ индивидуальные и возрастные особенности и др.
Использование учителем данных психологии способствует успешному усвоению учащимися знаний и навыков по русскому языку.
3. Методика преподавания русского языка связана также с дидактикой, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека. т. е. взаимодействие преподавания и учения, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.
Дидактика изучает разные формы проявления взаимодействия компонентов обучения и на основе выявленных закономерностей разрабатывает определенные системы обучающих воздействий.
Эти системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, раскрываемом в учебных планах, учебных программах и учебниках; реализуются соответствующими методами и средствами обучения в определенных организационных формах.
4. Содержание и характер изучаемого в школе материала по русскому языку в целом определяется прежде всего языкознанием (А. В. Текучев) и конкретизируется в виде описания:
✓ звуковой системы;
✓ грамматического строя;
✓ грамматических, лексических и правописных норм современного русского языка.
Школьная и научная грамматика в своих методологических основах должны быть едины.
Использованные источники (см. список литературы): XXIV (С. 545-546, 606), XVII (Т. 1. С. 265-266), II (С. 8), XXI (С. 29-30).