Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Связь методики преподавания русского языка с другими науками

1. Методика преподавания русского языка как отрасль педагогической науки развивается в тесной взаимосвязи с философией, являющейся для нее методологической основой.

  Философия исследует наиболее общие законы развития природы, человеческого общества и мышления.

  Язык и мышление — два неразрывно связанных вида общественной деятельности.

  Мышление осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества.

  Язык:

  ✓ важнейшее средство познания и общения;

  ✓ непосредственная действительность мысли;

  ✓ практическое действительное сознание;

  ✓ знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества.

2. Методика преподавания русского языка связана с психологией, изучающей закономерности развития психики человека, поскольку опирается на исследование таких психологических проблем:

  ✓ восприятие учебного материала;

  ✓ его запоминание и воспроизведение;

  ✓ развитие мышления и речи школьников;

  ✓ формирование умений и навыков правописания;

  ✓ усвоение языковых понятий;

  ✓ активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка;

  ✓ развитие их познавательных интересов;

  ✓ индивидуальные и возрастные особенности и др.

  Использование учителем данных психологии способствует успешному усвоению учащимися знаний и навыков по русскому языку.

3. Методика преподавания русского языка связана также с дидактикой, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека. т. е. взаимодействие преподавания и учения, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.

  Дидактика изучает разные формы проявления взаимодействия компонентов обучения и на основе выявленных закономерностей разрабатывает определенные системы обучающих воздействий.

  Эти системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, раскрываемом в учебных планах, учебных программах и учебниках; реализуются соответствующими методами и средствами обучения в определенных организационных формах.

4. Содержание и характер изучаемого в школе материала по русскому языку в целом определяется прежде всего языкознанием (А. В. Текучев) и конкретизируется в виде описания:

  ✓ звуковой системы;

  ✓ грамматического строя;

  ✓ грамматических, лексических и правописных норм современного русского языка.

  Школьная и научная грамматика в своих методологических основах должны быть едины.

  Использованные источники (см. список литературы): XXIV (С. 545-546, 606), XVII (Т. 1. С. 265-266), II (С. 8), XXI (С. 29-30).