Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Урок как форма организации учебной деятельности

1. Урок — форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся — с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических задач, определяемых требованиями учебной программы.

Каждый урок тесно связан с предыдущим и последующим, является составной частью системы уроков по какой-либо учебной теме или по предмету в целом.

2. Требования к уроку определяются типом и задачами школы, закономерностями и принципами обучения и условно подразделяются:

  ✓ на дидактические (образовательные);

  ✓ воспитательные;

  ✓ организационные.

  Дидактические требования включают в себя:

  ✓ определение задач урока в целом и его элементов, места данного урока в общей системе;

  ✓ определение содержания урока в соответствии с учебной программой и уровнем подготовки учащихся;

  ✓ выбор методики обучения;

  ✓ установление межпредметных связей.

  Воспитательные требования к уроку обусловлены задачами:

  ✓ формирования мировоззрения учащихся;

  ✓ обеспечения связи обучения с жизнью;

  ✓ формирования и развития познавательных интересов учащихся, положительных мотивов учения, навыков самообразования.

3. Возможные темы уроков русского языка:

  ✓ формулировки программы;

  ✓ названия параграфов учебника;

  ✓ контрольная работа;

  ✓ работа над ошибками;

  ✓ формирование умений.