Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Урок как форма организации учебной деятельности
1. Урок — форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся — с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических задач, определяемых требованиями учебной программы.
Каждый урок тесно связан с предыдущим и последующим, является составной частью системы уроков по какой-либо учебной теме или по предмету в целом.
2. Требования к уроку определяются типом и задачами школы, закономерностями и принципами обучения и условно подразделяются:
✓ на дидактические (образовательные);
✓ воспитательные;
✓ организационные.
Дидактические требования включают в себя:
✓ определение задач урока в целом и его элементов, места данного урока в общей системе;
✓ определение содержания урока в соответствии с учебной программой и уровнем подготовки учащихся;
✓ выбор методики обучения;
✓ установление межпредметных связей.
Воспитательные требования к уроку обусловлены задачами:
✓ формирования мировоззрения учащихся;
✓ обеспечения связи обучения с жизнью;
✓ формирования и развития познавательных интересов учащихся, положительных мотивов учения, навыков самообразования.
3. Возможные темы уроков русского языка:
✓ формулировки программы;
✓ названия параграфов учебника;
✓ контрольная работа;
✓ работа над ошибками;
✓ формирование умений.