Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Структура урока русского языка

1. Каждый урок имеет внутреннее строение — структуру, под которой подразумевается последовательность отдельных этапов, запланированных звеньев учебно-воспитательного процесса.

  Структурные элементы урока (по М.Т. Баранову):

  ✓ организационный момент (2 — 3 мин.) — предназначается для того, чтобы создать у учащихся рабочую настроенность;

  ✓ проверка домашнего задания (9 — 10 мин.);

  ✓ объяснение нового материала (до 15 мин.);

  ✓ формирование умений и навыков (до 15 мин.);

  ✓ подведение итогов урока (2 — 3 мин.);

  ✓ задавание домашней работы (2 — 3 мин.).

2. Проверка усвоения изученного материала — обычно домашнего задания — традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала.

  Прежде всего учитель сосредотачивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания; проверяет, все ли выполнили задание, какие были трудности. Важно понять типичные ошибки, а также индивидуальные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков.

  Методисты (М. Т. Баранов и др.) для проверки усвоения учащимися знаний о языке рекомендуют использовать следующие способы:

  ✓ ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного положения;

  ✓ применение усвоенных знаний к примерам;

  ✓ составление таблиц и заполнение их соответствующими примерами;

  ✓ связное сообщение ученика о языковом явлении (обычно используется после изучения темы, раздела, на уроках повторения);

  ✓ рассказ по предлагаемому плану;

  ✓ составление плана ответа.

  Возможные задания по работе над таблицами:

  ✓ составить таблицу по признакам, опираясь на формулировку темы;

  ✓ найти ошибки в готовой таблице;

  ✓ определить тему и вид таблицы.

  Возможные виды проверки письменных заданий:

  ✓ сравнение домашней работы с визуальным образцом (запись на доске, кодоскоп) для исправления возможных ошибок;

  ✓ вставка пропущенных букв, знаков препинания (с кратким объяснением и записью на доске);

  ✓ выборочное чтение или выписывание (на доске) примеров;

  ✓ диктант по тексту домашнего упражнения;

  ✓ составление таблиц;

  ✓ письмо по памяти.

  Возможные задания для проверки усвоения учащимися слов, которые имеют особенности (произносительные, морфологические, орфографические):

  ✓ вспомнить слова и произнести их;

  ✓ прочитать слова на доске;

  ✓ подобрать однокоренные слова;

  ✓ образовать формы;

  ✓ выбрать литературный вариант;

  ✓ записать под диктовку;

  ✓ сформировать слово по признакам.

3. Педагогические требования к объяснению нового материала:

  ✓ точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса;

  ✓ последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

  ✓ использование приемов сравнения, сопоставления, аналогии;

  ✓ привлечение ярких примеров;

  ✓ обеспечение четкости логики изложения.

  Особенности ознакомления учащихся с новым языковым или речевым явлением:

  ✓ восприятие изучаемого явления может осуществляться в следующих формах.

  • устная;

  • письменная;

  • устная и письменная одновременно;

  ✓ пути осознания школьниками существенных признаков явления:

  • догматический — объяснительные методы;

  • эвристический — поисковые методы;

  ✓ формирование понятия:

4. Формирование умений и навыков в процессе работы над обучающими упражнениями включает следующие элементы:

  ✓ постановка цели выполнения упражнения;

  ✓ определение способа решения поставленной задачи;

  ✓ образцы выполнения;

  ✓ непосредственное выполнение упражнения;

  ✓ проверка выполненной работы.

Обучение школьников применению на практике полученных знаний.

  ✓ запоминание новых сведений (чтение про себя, составление плана, пересказ по этому плану, составление таблиц и др. приемы);

  ✓ воспроизведение усвоенного (ответы учащихся);

  ✓ усвоение алгоритма применения (перевод знаний в умения на основе образцов рассуждения, выполнения действий в определенной последовательности).

5. Подведение итогов урока — относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изучаемого сосредоточением внимания на связи теоретических рассуждений с упражнениями.

  Затем учитель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения.

  Инструкция о выполнении домашнего задания должна даваться четко, кратко, последовательно. Главная задача в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 108-120), XVI (С. 290, 451), XVII (Т. 2. С. 472-473), X (Кн. 1. С. 525526), III (С. 136-138).