Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Структура урока русского языка
1. Каждый урок имеет внутреннее строение — структуру, под которой подразумевается последовательность отдельных этапов, запланированных звеньев учебно-воспитательного процесса.
Структурные элементы урока (по М.Т. Баранову):
✓ организационный момент (2 — 3 мин.) — предназначается для того, чтобы создать у учащихся рабочую настроенность;
✓ проверка домашнего задания (9 — 10 мин.);
✓ объяснение нового материала (до 15 мин.);
✓ формирование умений и навыков (до 15 мин.);
✓ подведение итогов урока (2 — 3 мин.);
✓ задавание домашней работы (2 — 3 мин.).
2. Проверка усвоения изученного материала — обычно домашнего задания — традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала.
Прежде всего учитель сосредотачивает внимание учащихся на основных идеях, правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания; проверяет, все ли выполнили задание, какие были трудности. Важно понять типичные ошибки, а также индивидуальные особенности процесса выполнения задания каждым учеником, особенно формирования учебных навыков.
Методисты (М. Т. Баранов и др.) для проверки усвоения учащимися знаний о языке рекомендуют использовать следующие способы:
✓ ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного положения;
✓ применение усвоенных знаний к примерам;
✓ составление таблиц и заполнение их соответствующими примерами;
✓ связное сообщение ученика о языковом явлении (обычно используется после изучения темы, раздела, на уроках повторения);
✓ рассказ по предлагаемому плану;
✓ составление плана ответа.
Возможные задания по работе над таблицами:
✓ составить таблицу по признакам, опираясь на формулировку темы;
✓ найти ошибки в готовой таблице;
✓ определить тему и вид таблицы.
Возможные виды проверки письменных заданий:
✓ сравнение домашней работы с визуальным образцом (запись на доске, кодоскоп) для исправления возможных ошибок;
✓ вставка пропущенных букв, знаков препинания (с кратким объяснением и записью на доске);
✓ выборочное чтение или выписывание (на доске) примеров;
✓ диктант по тексту домашнего упражнения;
✓ составление таблиц;
✓ письмо по памяти.
Возможные задания для проверки усвоения учащимися слов, которые имеют особенности (произносительные, морфологические, орфографические):
✓ вспомнить слова и произнести их;
✓ прочитать слова на доске;
✓ подобрать однокоренные слова;
✓ образовать формы;
✓ выбрать литературный вариант;
✓ записать под диктовку;
✓ сформировать слово по признакам.
3. Педагогические требования к объяснению нового материала:
✓ точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса;
✓ последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
✓ использование приемов сравнения, сопоставления, аналогии;
✓ привлечение ярких примеров;
✓ обеспечение четкости логики изложения.
Особенности ознакомления учащихся с новым языковым или речевым явлением:
✓ восприятие изучаемого явления может осуществляться в следующих формах.
• устная;
• письменная;
• устная и письменная одновременно;
✓ пути осознания школьниками существенных признаков явления:
• догматический — объяснительные методы;
• эвристический — поисковые методы;
✓ формирование понятия:
4. Формирование умений и навыков в процессе работы над обучающими упражнениями включает следующие элементы:
✓ постановка цели выполнения упражнения;
✓ определение способа решения поставленной задачи;
✓ образцы выполнения;
✓ непосредственное выполнение упражнения;
✓ проверка выполненной работы.
Обучение школьников применению на практике полученных знаний.
✓ запоминание новых сведений (чтение про себя, составление плана, пересказ по этому плану, составление таблиц и др. приемы);
✓ воспроизведение усвоенного (ответы учащихся);
✓ усвоение алгоритма применения (перевод знаний в умения на основе образцов рассуждения, выполнения действий в определенной последовательности).
5. Подведение итогов урока — относительно самостоятельная часть урока, которая заключается в напоминании главных идей изучаемого сосредоточением внимания на связи теоретических рассуждений с упражнениями.
Затем учитель сообщает задание на дом, разъясняет основные идеи и способы его выполнения.
Инструкция о выполнении домашнего задания должна даваться четко, кратко, последовательно. Главная задача в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 108-120), XVI (С. 290, 451), XVII (Т. 2. С. 472-473), X (Кн. 1. С. 525526), III (С. 136-138).