Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Обучающие уроки русского языка
1. Урок сообщения нового материала имеет следующую структуру:
✓ организация начала урока;
✓ изложение целей и задач урока;
✓ подготовительная работа к объяснению нового (проверка домашнего задания, воспроизведение ранее изученного и др.);
✓ объяснение;
✓ итоги урока и задание на дом.
Главная часть на уроке сообщения нового материала — объяснение. Закрепление играет вспомогательную роль и проводится преимущественно с диагностической целью — получить информацию о том, как дети поняли и усвоили новые знания.
Итоги урока подводятся с точки зрения выполнения образовательных и воспитательных задач.
2. Урок формирования умений и навыков способствует закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений.
При постановке цели урока учитель напоминает те положения и правила, которые будут лежать в основе практической учебной деятельности.
Основная часть урока:
✓ практические задания;
✓ разрешение проблемных ситуаций и вопросов;
✓ тренировочные упражнения;
✓ самостоятельные работы.
Проверку домашнего задания целесообразно совместить с закреплением.
Успех урока зависит от подбора упражнений с учетом особенностей учащихся данного класса. Главное здесь в том, чтобы правильно найти степень трудности упражнения.
3. Структура урока повторения пройденного:
✓ организация начала урока;
✓ постановка цели и задач урока;
✓ обобщение и систематизация учебного материала;
✓ итоги урока и задание на дом.
Особенности проведения этого типа урока в том, что необходимо:
✓ точно определить границы учебного материала;
✓ умело выделить основные идеи, понятия, правила, положения;
✓ подобрать соответствующие упражнения.
При повторении усиливается внимание к воспитывающей стороне урока. Учебный материал здесь в большей степени связан с интересными фактами, событиями, впечатлениями.
При обобщении и систематизации учитель сам объясняет мало, он преимущественно руководит познавательной деятельностью учащихся.
Подведение итогов урока удобно связать с домашним заданием, которое дается с целью закрепления основных идей и понятий изучаемого материала.
4. Урок работы над ошибками учащихся имеет следующую цель: исправление и объяснение допущенных ошибок (орфографических, пунктуационных, в изложениях и сочинениях), а также их предупреждение.
Следует выбрать для анализа типичные ошибки учащихся. Порядок работы.
✓ исправление;
✓ объяснение;
✓ закрепление правил на новом материале.
Целесообразна на таких уроках взаимопроверка учащихся.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 120-125), III (С. 139-142).