Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Обучающие уроки русского языка

1. Урок сообщения нового материала имеет следующую структуру:

  ✓ организация начала урока;

  ✓ изложение целей и задач урока;

  ✓ подготовительная работа к объяснению нового (проверка домашнего задания, воспроизведение ранее изученного и др.);

  ✓ объяснение;

  ✓ итоги урока и задание на дом.

  Главная часть на уроке сообщения нового материала — объяснение. Закрепление играет вспомогательную роль и проводится преимущественно с диагностической целью — получить информацию о том, как дети поняли и усвоили новые знания.

  Итоги урока подводятся с точки зрения выполнения образовательных и воспитательных задач.

2. Урок формирования умений и навыков способствует закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений.

  При постановке цели урока учитель напоминает те положения и правила, которые будут лежать в основе практической учебной деятельности.

  Основная часть урока:

  ✓ практические задания;

  ✓ разрешение проблемных ситуаций и вопросов;

  ✓ тренировочные упражнения;

  ✓ самостоятельные работы.

  Проверку домашнего задания целесообразно совместить с закреплением.

  Успех урока зависит от подбора упражнений с учетом особенностей учащихся данного класса. Главное здесь в том, чтобы правильно найти степень трудности упражнения.

3. Структура урока повторения пройденного:

  ✓ организация начала урока;

  ✓ постановка цели и задач урока;

  ✓ обобщение и систематизация учебного материала;

  ✓ итоги урока и задание на дом.

  Особенности проведения этого типа урока в том, что необходимо:

  ✓ точно определить границы учебного материала;

  ✓ умело выделить основные идеи, понятия, правила, положения;

  ✓ подобрать соответствующие упражнения.

  При повторении усиливается внимание к воспитывающей стороне урока. Учебный материал здесь в большей степени связан с интересными фактами, событиями, впечатлениями.

  При обобщении и систематизации учитель сам объясняет мало, он преимущественно руководит познавательной деятельностью учащихся.

  Подведение итогов урока удобно связать с домашним заданием, которое дается с целью закрепления основных идей и понятий изучаемого материала.

4. Урок работы над ошибками учащихся имеет следующую цель: исправление и объяснение допущенных ошибок (орфографических, пунктуационных, в изложениях и сочинениях), а также их предупреждение.

  Следует выбрать для анализа типичные ошибки учащихся. Порядок работы.

  ✓ исправление;

  ✓ объяснение;

  ✓ закрепление правил на новом материале.

  Целесообразна на таких уроках взаимопроверка учащихся.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 120-125), III (С. 139-142).