Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Контрольные уроки русского языка

1. Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений производится на основе ответов учащихся на вопросы, требующие сопоставления, сравнения и выводов о сходстве и различии определенных языковых явлений.

  В настоящее время методисты рекомендуют осуществлять проверку знаний и учебно-языковых умений учащихся вместе с проверкой орфографических и пунктуационных умений и навыков — в форме дополнительных заданий к текстам диктантов.

2. Контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью ведется при посредстве специальных диктантов.

  Текст диктанта должен включать изученные орфограммы и пунктуационные правила.

  Особенности диктования:

  ✓ используются диктанты без изменений;

  ✓ текст диктанта читается сначала целиком, затем — по предложениям;

  ✓ для проверки написанного текст также читается полностью.

3. Контроль за овладением навыками связной речи осуществляется с помощью изложений и сочинений.

  Проведение изложения:

  ✓ вид изложения — подробный пересказ исходного текста;

  ✓ чтение текста (один-два раза);

  ✓ составление плана изложения;

  ✓ написание черновика;

  ✓ редактирование;

  ✓ переписывание пересказов набело.

  Работа над контрольным сочинением:

  ✓ темы в соответствии с возрастом и содержанием обучения школьников;

  ✓ периодичность проведения — два-три раза в течение учебного года;

  ✓ учащимся предлагаются от одной до трех тем;

  ✓ составление планов, рабочих материалов;

  ✓ черновые варианты текстов;

  ✓ редактирование;

  ✓ переписывание набело.

4. Контроль на комбинированном уроке сочетается с элементами обучения.

  Для такого урока оптимальное учебное время — два академических часа:

  ✓ первый — формирование умений;

  ✓ второй — включение небольшой контрольной работы без предварительной подготовки.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 124-126).