Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Контрольные уроки русского языка
1. Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений производится на основе ответов учащихся на вопросы, требующие сопоставления, сравнения и выводов о сходстве и различии определенных языковых явлений.
В настоящее время методисты рекомендуют осуществлять проверку знаний и учебно-языковых умений учащихся вместе с проверкой орфографических и пунктуационных умений и навыков — в форме дополнительных заданий к текстам диктантов.
2. Контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью ведется при посредстве специальных диктантов.
Текст диктанта должен включать изученные орфограммы и пунктуационные правила.
Особенности диктования:
✓ используются диктанты без изменений;
✓ текст диктанта читается сначала целиком, затем — по предложениям;
✓ для проверки написанного текст также читается полностью.
3. Контроль за овладением навыками связной речи осуществляется с помощью изложений и сочинений.
Проведение изложения:
✓ вид изложения — подробный пересказ исходного текста;
✓ чтение текста (один-два раза);
✓ составление плана изложения;
✓ написание черновика;
✓ редактирование;
✓ переписывание пересказов набело.
Работа над контрольным сочинением:
✓ темы в соответствии с возрастом и содержанием обучения школьников;
✓ периодичность проведения — два-три раза в течение учебного года;
✓ учащимся предлагаются от одной до трех тем;
✓ составление планов, рабочих материалов;
✓ черновые варианты текстов;
✓ редактирование;
✓ переписывание набело.
4. Контроль на комбинированном уроке сочетается с элементами обучения.
Для такого урока оптимальное учебное время — два академических часа:
✓ первый — формирование умений;
✓ второй — включение небольшой контрольной работы без предварительной подготовки.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 124-126).