Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Нетрадиционные формы проведения урока
1. Интегрированный урок объединяет в блок знаний материал нескольких предметов, подчиненных одной теме.
Такой урок способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явления или предмет изучения.
Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которое предусматривает лишь эпизодическое включение материала других предметов.
2. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру:
✓ уроки-семинары;
✓ уроки-диспуты;
✓ уроки — деловые игры;
✓ уроки типа КВН;
✓ театрализованные уроки;
✓ уроки взаимообучения школьников;
✓ уроки-конкурсы;
✓ уроки-концерты и т. д.
Урок-семинар проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением учителя. Такой урок предполагает подготовку всех обучающихся по вопросам плана семинара и позволяет вовлечь максимум школьников в активное обсуждение темы. Достигается это путем заслушивания выступлений нескольких школьников по конкретным вопросам плана, дополнений других, рецензирования выступлений, постановки проблемных вопросов. Урок-диспут предполагает коллективное обсуждение какой- либо проблемы с целью установления ее достоверного решения. Проводится в форме диалогического обучения участников. Умело организованный урок-диспут пробуждает высокую умственную активность участников; прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.
Использованные источники (см. список литературы): X (Кн. 1. С. 233-234, 530-531), XV (С. 97).