Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Нетрадиционные формы проведения урока

1. Интегрированный урок объединяет в блок знаний материал нескольких предметов, подчиненных одной теме.

  Такой урок способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явления или предмет изучения.

  Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которое предусматривает лишь эпизодическое включение материала других предметов.

2. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру:

  ✓ уроки-семинары;

  ✓ уроки-диспуты;

  ✓ уроки — деловые игры;

  ✓ уроки типа КВН;

  ✓ театрализованные уроки;

  ✓ уроки взаимообучения школьников;

  ✓ уроки-конкурсы;

  ✓ уроки-концерты и т. д.

  Урок-семинар проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением учителя. Такой урок предполагает подготовку всех обучающихся по вопросам плана семинара и позволяет вовлечь максимум школьников в активное обсуждение темы. Достигается это путем заслушивания выступлений нескольких школьников по конкретным вопросам плана, дополнений других, рецензирования выступлений, постановки проблемных вопросов. Урок-диспут предполагает коллективное обсуждение какой- либо проблемы с целью установления ее достоверного решения. Проводится в форме диалогического обучения участников. Умело организованный урок-диспут пробуждает высокую умственную активность участников; прививает умение вести полемику, обсуждать материал, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

  Использованные источники (см. список литературы): X (Кн. 1. С. 233-234, 530-531), XV (С. 97).