Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Содержание работы, направленной на изучение разделов науки о языке

1. Цели освоения учащимися разделов науки о языке.

  ✓ изучение основных особенностей единиц языка;

  ✓ ознакомление с их функционированием в речи;

  ✓ формирование учебно-языковых умений.

  Школьники должны усвоить и знать:

  ✓ единицы языка, их функции и значения;

  ✓ разделы науки о языке;

  ✓ классификационные разряды языковых явлений;

  ✓ определения лингвистических понятий;

  ✓ существенные признаки языковых явлений;

  ✓ способы образования и изменения слов;

  ✓ особенности употребления языковых явлений в речи;

  ✓ разборы явлений языка по определенным критериям.

  Типичные ошибки школьников в усвоении знаний:

  ✓ смешение понятий;

  ✓ неполное знание существенных признаков;

  ✓ незнание разрядов языковых явлений.

2. Учебно-языковые умения по характеру действий делятся:

  ✓ на опознавательные — узнавать языковые и речевые явления;

  ✓ классификационные — группировать на языковые и речевые явления по какому-либо основанию;

  ✓ синтетические — делать различные разборы по плану.

3. Лингвистическое понятие — это понятие науки о языке, закрепленное в слове или словосочетании (в термине).

  Лингвистическое понятие приобретает статус учебной единицы в контексте обучения.

  Школьная программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему лингвистических понятий, которая включает:

  ✓ единицы языка;

  ✓ разделы науки о языке.

  Виды лингвистических понятий:

  ✓ с методической точки зрения —

  • ведущие лингвистические понятия — на их основе формируются умения;

  • фоновые — они расширяют кругозор учащихся;

  ✓ широкие (родовые) и узкие (видовые);

  ✓ отражающие постоянные и непостоянные признаки;

  ✓ обозначающие явления, обладающие:

  • и функцией, и значением (приставка, слово, предложение);

  ✓ характеризующие:

  • парадигматические и синтагматические связи.

  Методика изучения лингвистических понятий должна учитывать указанные выше особенности.

4. Лингвистические факты как учебные единицы отражают такие языковые явления, которые носят специфический характер:

  ✓ непарные согласные;

  ✓ разносклоняемые существительные;

  ✓ разноспрягаемые глаголы и др.

  Изучение лингвистических фактов в школе требует особого подхода.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 128-135), XXIV (С. 508-509), XXI (С. 75-76).