Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Содержание работы, направленной на изучение разделов науки о языке
1. Цели освоения учащимися разделов науки о языке.
✓ изучение основных особенностей единиц языка;
✓ ознакомление с их функционированием в речи;
✓ формирование учебно-языковых умений.
Школьники должны усвоить и знать:
✓ единицы языка, их функции и значения;
✓ разделы науки о языке;
✓ классификационные разряды языковых явлений;
✓ определения лингвистических понятий;
✓ существенные признаки языковых явлений;
✓ способы образования и изменения слов;
✓ особенности употребления языковых явлений в речи;
✓ разборы явлений языка по определенным критериям.
Типичные ошибки школьников в усвоении знаний:
✓ смешение понятий;
✓ неполное знание существенных признаков;
✓ незнание разрядов языковых явлений.
2. Учебно-языковые умения по характеру действий делятся:
✓ на опознавательные — узнавать языковые и речевые явления;
✓ классификационные — группировать на языковые и речевые явления по какому-либо основанию;
✓ синтетические — делать различные разборы по плану.
3. Лингвистическое понятие — это понятие науки о языке, закрепленное в слове или словосочетании (в термине).
Лингвистическое понятие приобретает статус учебной единицы в контексте обучения.
Школьная программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему лингвистических понятий, которая включает:
✓ единицы языка;
✓ разделы науки о языке.
Виды лингвистических понятий:
✓ с методической точки зрения —
• ведущие лингвистические понятия — на их основе формируются умения;
• фоновые — они расширяют кругозор учащихся;
✓ широкие (родовые) и узкие (видовые);
✓ отражающие постоянные и непостоянные признаки;
✓ обозначающие явления, обладающие:
• и функцией, и значением (приставка, слово, предложение);
✓ характеризующие:
• парадигматические и синтагматические связи.
Методика изучения лингвистических понятий должна учитывать указанные выше особенности.
4. Лингвистические факты как учебные единицы отражают такие языковые явления, которые носят специфический характер:
✓ непарные согласные;
✓ разносклоняемые существительные;
✓ разноспрягаемые глаголы и др.
Изучение лингвистических фактов в школе требует особого подхода.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 128-135), XXIV (С. 508-509), XXI (С. 75-76).