Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Принципы методики изучения знаний о языке

1. К дидактическим принципам изучения разделов науки о языке относятся следующие:

  ✓ воспитывающее и развивающее обучение;

  ✓ научность;

  ✓ наглядность;

  ✓ сознательность и активность;

  ✓ связь теории с практикой;

  ✓ индивидуальный подход;

  ✓ доступность;

  ✓ систематичность и последовательность;

  ✓ прочность знаний.

  Принцип воспитывающего и развивающего обучения выражает необходимость целенаправленно формировать у учащихся основы мировоззрения и нравственности, способствовать развитию личности каждого школьника.

  В его основе лежит объективная закономерная связь между обучением и воспитанием. Обучающая деятельность педагога всегда носит преимущественно воспитывающий характер. Обучение — движущая сила целостного развития личности ребенка.

  Принцип научности требует, чтобы ученикам предлагались для усвоения установленные наукой знания. Школьное образование направлено на усвоение только научных знаний.

  Пришит наглядности Я. А. Коменский справедливо считал "золотым правилом" дидактики. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.

  В основе пришита сознательности и активности лежат установленные наукой закономерные положения; сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной мысли.

  Реализация пришита прочности знаний связывается прежде всего с деятельностью смысловой памяти. Только увязывание нового с ранее усвоенным, введение новых знаний в структуру личностного опыта учащихся обеспечат их прочность.

  Пришит систематичности и последовательности предполагает, что усвоение учебного материала вдет в определенном порядке, системе. Последовательность обучения заложена в учебных программах. Пришит доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  Пришит индивидуального подхода отражает педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, основанное на знании его черт личности и условий жизни. Основа принципа связи обучения с жизнью — теория познания. Этот принцип предполагает соотнесение содержания образования с окружающей действительностью.

  Принцип связи теории с практикой гласит, что практика — критерий истины, источник познавательной деятельности.

2. Обще методические принципы изучения русского языка:

  ✓ экстралингвистический — сопоставление единиц языка и реалий;

  ✓ функциональный — функции языковых явлений;

  ✓ структурно-семантический — структура и значение языковых явлений;

  ✓ принцип межуровневых и внутриуровневых связей — зависимость между единицами разных уровней и одного уровня;

  ✓ нормативно-стилистический — соблюдение нормативно-стилистического подхода к языковым явлениям в речи;

  ✓ исторический — учет исторических изменений, сохранившихся в современном литературном языке.

3. Частнометодические принципы изучения разделов науки о языке.

  ✓ методика фонетики: школьниками звуков и правильное определение их свойств;

  ✓ методики лексики и фразеологии: грамматических значений слова;

  • системный — учет всех элементов лексической парадигмы;

  • контекстный — синтагматические связи слова в необходимом контексте;

  ✓ методика словообразования:

  • структурно-словообразовательный — сопоставление структуры слова и способа его образования; значения слова и словообразовательного значения модели;

толкования;

  ✓ морфология:

  • лексико-грамматический — сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи;

  • парадигматический — сопоставление косвенных форм и исходной формы;

  • морфолого-синтаксический — сопоставление члена предложения и части речи;

  ✓ методика синтаксиса:

  • интонационный — сопоставление структуры и интонации;

  • морфолого-синтаксический.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 135-139), XVII (Т. 2. С. 192), XI (С. 176-180).