Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Методика работы над новыми языковыми явлениями

1. Этапы освоения учащимися нового языкового явления:

  ✓ восприятие;

  ✓ осознание учащимися существенных свойств языкового явления;

  ✓ запоминание;

  ✓ воспроизведение.

2. Этап осознания характеризуется следующими методами обучения:

  ✓ сообщение учителя —

  • знания учащимся предлагаются в "готовом" виде;

  • продолжительность сообщения — 4 — 5 мин. (5 — 6 классы); 5 — 7 мин. (7 — 9 классы);

  ✓ самостоятельный анализ учащимися лингвистического текста —

  9 классы);

  ✓ беседа —

  • учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала;

  • диалог способствует осуществлению проблемного обучения, активизирует учащихся, развивает их память и речь;

  • запись выводов и обобщений;

  ✓ самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения —

  • установка на анализ;

  • краткое обсуждение результатов работы;

  • приведение их к общему знаменателю.

  Выбор метода зависит:

  ✓ от степени знакомства с изучаемым языковым явлением;

  ✓ особенностей языкового явления;

  ✓ общей подготовленности класса.

  Формулировка определения нового понятия завершает этап.

3. Этап запоминания основан на том, что:

  ✓ запоминание — один из основных процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний. Ведущую роль в этом процессе играет вторая сигнальная система, словесные связи;

  ✓ успешность произвольного запоминания зависит от мнемических целей (запомнить дословно, запомнить основное в материале и пр.); от мотивов (интерес к материалу, осознание его значения и пр.).

  Произвольное запоминание обеспечивает большую систематичность, сознательность, прочность усвоения знаний. Решающим условием продуктивности произвольного запоминания является применение специальных приемов:

  ✓ составление плана запоминаемого материала;

  ✓ его классификация, систематизация, сравнение запоминаемых объектов между собой и тем, что ранее усвоено;

  ✓ опора на наглядные образы и пр.

  Непроизвольное запоминание может оказаться более продуктивным в некоторых условиях — например при недостаточно активной мыслительной деятельности, направленной на понимание запоминаемого материала.

4. Этап воспроизведения характеризуется следующим:

  ✓ воспроизведение — процесс извлечения информации; доступное для наблюдения умственное действие, состоящее в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме;

  ✓ осуществляется во время повторения и опроса в его различных формах на уроке, или на специальных уроках обобщающего повторения, или на уроках контрольно-проверочного типа.

  Применение полученных знаний на практике — особый этап освоения нового материала.

  Учащимся необходимо показать образец рассуждения (алгоритм), затем закрепить на примерах последовательность действий. Использованные источники (см. список литературы): II (С. 139— 143), X (Кн. 1. С. 486-487), XVII (Т. 2. С. 74-75), XVI (С. 156-157), XXI (С. 166), XIX (С. 92-93).