Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Методика работы над новыми языковыми явлениями
1. Этапы освоения учащимися нового языкового явления:
✓ восприятие;
✓ осознание учащимися существенных свойств языкового явления;
✓ запоминание;
✓ воспроизведение.
2. Этап осознания характеризуется следующими методами обучения:
✓ сообщение учителя —
• знания учащимся предлагаются в "готовом" виде;
• продолжительность сообщения — 4 — 5 мин. (5 — 6 классы); 5 — 7 мин. (7 — 9 классы);
✓ самостоятельный анализ учащимися лингвистического текста —
9 классы);
✓ беседа —
• учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала;
• диалог способствует осуществлению проблемного обучения, активизирует учащихся, развивает их память и речь;
• запись выводов и обобщений;
✓ самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения —
• установка на анализ;
• краткое обсуждение результатов работы;
• приведение их к общему знаменателю.
Выбор метода зависит:
✓ от степени знакомства с изучаемым языковым явлением;
✓ особенностей языкового явления;
✓ общей подготовленности класса.
Формулировка определения нового понятия завершает этап.
3. Этап запоминания основан на том, что:
✓ запоминание — один из основных процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний. Ведущую роль в этом процессе играет вторая сигнальная система, словесные связи;
✓ успешность произвольного запоминания зависит от мнемических целей (запомнить дословно, запомнить основное в материале и пр.); от мотивов (интерес к материалу, осознание его значения и пр.).
Произвольное запоминание обеспечивает большую систематичность, сознательность, прочность усвоения знаний. Решающим условием продуктивности произвольного запоминания является применение специальных приемов:
✓ составление плана запоминаемого материала;
✓ его классификация, систематизация, сравнение запоминаемых объектов между собой и тем, что ранее усвоено;
✓ опора на наглядные образы и пр.
Непроизвольное запоминание может оказаться более продуктивным в некоторых условиях — например при недостаточно активной мыслительной деятельности, направленной на понимание запоминаемого материала.
4. Этап воспроизведения характеризуется следующим:
✓ воспроизведение — процесс извлечения информации; доступное для наблюдения умственное действие, состоящее в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме;
✓ осуществляется во время повторения и опроса в его различных формах на уроке, или на специальных уроках обобщающего повторения, или на уроках контрольно-проверочного типа.
Применение полученных знаний на практике — особый этап освоения нового материала.
Учащимся необходимо показать образец рассуждения (алгоритм), затем закрепить на примерах последовательность действий. Использованные источники (см. список литературы): II (С. 139— 143), X (Кн. 1. С. 486-487), XVII (Т. 2. С. 74-75), XVI (С. 156-157), XXI (С. 166), XIX (С. 92-93).