Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Упражнение как метод формирования учебно-языковых умений

1. Упражнение — планомерно организованное повторное выполнение действия с целью его усвоения. Упражнение лежит в основе приобретения тех или иных умений и навыков.

  В различных условиях обучения упражнение —

  ✓ либо единственная процедура, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения — уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация;

  ✓ либо одна из процедур наряду с объяснением и заучиванием. Упражнение в этом случае обеспечивает завершение уяснения и закрепления, а также обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в умение или навык.

2. Условия эффективности упражнения.

  ✓ сознательная направленность учащихся на повышение качества деятельности;

  ✓ знание правил выполнения действий;

  ✓ учет достигнутых результатов;

  ✓ понимание причин допущенных ошибок и путей их преодоления;

  ✓ указания учителя, сопровождаемые наглядным показом выполнения действий;

  ✓ самоконтроль учащихся;

  ✓ постепенный переход от овладения простым действием к выполнению более сложного;

  ✓ рациональное распределение повторений во времени.

  Эффективность упражнений во многом зависит от методики их организации.

3. Под упражнением по русскому языку следует понимать выполнение учащимися учебного задания определенного типа, имеющего целью закрепление знаний по теоретическому курсу грамматики или овладение речевыми навыками, навыками выразительного чтения, правописания и т. п.

4. Классификация упражнений по русскому языку.

  ✓ по содержанию — могут относиться к любому из разделов программы по русскому языку;

  ✓ по форме выполнения — быть устными и письменными;

  ✓ по степени трудности — представлять собой самые различные ступени перехода от элементарного к сложному.

  Типы упражнений (по А. В. Текучеву):

  ✓ узнавание явления и выделение его из ряда других, сходных и несходных;

  ✓ запоминание — закрепление в памяти;

  ✓ дифференциация явлений по сходству и различию;

  ✓ классификация явлений по группам (по одному или нескольким признакам);

  ✓ выделение и обобщение признаков;

  ✓ сопоставление и сравнение явлений;

  ✓ формирование понятий;

  ✓ обобщение, составление схем;

  ✓ практическое применение полученных знаний.

  Основные виды упражнений (по М. Т. Баранову):

  ✓ фонетические;

  ✓ фонетико-графические;

  ✓ лексико-фразеологические;

  ✓ морфемные;

  ✓ словообразовательные;

  ✓ морфологические;

  ✓ синтаксические.