Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Основные виды упражнений по русскому языку

1. Фонетические упражнения формируют следующие фонетические умения:

  ✓ различение звуков в словах;

  ✓ смыслоразличительная роль звуков;

  ✓ деление слова на слоги;

  ✓ постановка ударения в словах;

  ✓ группировка слов с определенными звуками;

  ✓ определение звукового состава слова.

  Фонетико-графические упражнения предназначены для различения звуков и букв:

  ✓ обозначение звуков буквами;

  ✓ определение звукового значения выделенных букв;

  ✓ расположение слов по алфавиту;

  ✓ подчеркивание букв, не совпадающих со звуками.

2. Лексико-фразеологические упражнения направлены на обогащение словарного запаса учащихся:

  ✓ указание определенных слов (диалектных, фразеологизмов и т. д.);

  ✓ подбор к данному слову синонимов, антонимов и т. д.;

  ✓ нахождение в толковом словаре определенных слов, фразеологизмов;

  ✓ определение значения употребленного слова;

  ✓ составление словарной статьи;

  ✓ составление предложения с указанным значением данного слова;

  ✓ нахождение лексической (фразеологической) ошибки.

3. Морфемные упражнения — на определение структуры слов.

  ✓ нахождение слов, имеющих определенную структуру;

  ✓ обозначение условными знаками части слова;

  ✓ подбор слов с определенной структурой;

  ✓ выполнение графического диктанта;

  ✓ группировка слов по наличию в них приставок, суффиксов и т. д.;

  ✓ заполнение таблицы данными примеров;

  ✓ разбор данных слов по составу;

  ✓ определение, в каком из слов приставка (суффикс, окончание и т. д.) не выделяется.

4. Словообразовательные упражнения — на структурно-семантические связи, способ словообразования:

  ✓ определение, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

  ✓ составление цепочки однокоренных слов;

  ✓ определение способа образования слова;

  ✓ подбор однокоренных слов к данному слову.

5. Морфологические упражнения.

  ✓ опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

  ✓ подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

  ✓ постановка слова в указанной форме;

  ✓ составление парадигмы слова;

  ✓ разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;

  ✓ группировка слов по частям речи, по разрядам;

  ✓ составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;

  ✓ полный или частичный морфологический разбор слова.

6. Синтаксические упражнения:

  ✓ отграничение одних синтаксических структур от других;

  ✓ определение структуры данной синтаксической единицы;

  ✓ нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

  ✓ составление схем предложений;

  ✓ составление предложений по схемам;

  ✓ составление предложений указанной структуры;

  ✓ полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.

  Использованные источники (см. список литературы): XVII (Т. 2. С. 471), XXI (С. 79-83), II (С. 144-146).