Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Основные виды упражнений по русскому языку
1. Фонетические упражнения формируют следующие фонетические умения:
✓ различение звуков в словах;
✓ смыслоразличительная роль звуков;
✓ деление слова на слоги;
✓ постановка ударения в словах;
✓ группировка слов с определенными звуками;
✓ определение звукового состава слова.
Фонетико-графические упражнения предназначены для различения звуков и букв:
✓ обозначение звуков буквами;
✓ определение звукового значения выделенных букв;
✓ расположение слов по алфавиту;
✓ подчеркивание букв, не совпадающих со звуками.
2. Лексико-фразеологические упражнения направлены на обогащение словарного запаса учащихся:
✓ указание определенных слов (диалектных, фразеологизмов и т. д.);
✓ подбор к данному слову синонимов, антонимов и т. д.;
✓ нахождение в толковом словаре определенных слов, фразеологизмов;
✓ определение значения употребленного слова;
✓ составление словарной статьи;
✓ составление предложения с указанным значением данного слова;
✓ нахождение лексической (фразеологической) ошибки.
3. Морфемные упражнения — на определение структуры слов.
✓ нахождение слов, имеющих определенную структуру;
✓ обозначение условными знаками части слова;
✓ подбор слов с определенной структурой;
✓ выполнение графического диктанта;
✓ группировка слов по наличию в них приставок, суффиксов и т. д.;
✓ заполнение таблицы данными примеров;
✓ разбор данных слов по составу;
✓ определение, в каком из слов приставка (суффикс, окончание и т. д.) не выделяется.
4. Словообразовательные упражнения — на структурно-семантические связи, способ словообразования:
✓ определение, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;
✓ составление цепочки однокоренных слов;
✓ определение способа образования слова;
✓ подбор однокоренных слов к данному слову.
5. Морфологические упражнения.
✓ опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;
✓ подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;
✓ постановка слова в указанной форме;
✓ составление парадигмы слова;
✓ разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;
✓ группировка слов по частям речи, по разрядам;
✓ составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;
✓ полный или частичный морфологический разбор слова.
6. Синтаксические упражнения:
✓ отграничение одних синтаксических структур от других;
✓ определение структуры данной синтаксической единицы;
✓ нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
✓ составление схем предложений;
✓ составление предложений по схемам;
✓ составление предложений указанной структуры;
✓ полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.
Использованные источники (см. список литературы): XVII (Т. 2. С. 471), XXI (С. 79-83), II (С. 144-146).