Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Орфография и ее место в школьном курсе русского языка
1. Орфография — раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий исторически сложившуюся систему правил, которая используется в письменной речи и обеспечивает единообразие написаний.
Обучение орфографии в школе начинается в первом классе и продолжается в течение всего курса родного языка.
Для усвоения правил написания слов учащиеся должны:
✓ иметь элементарные знания о составе слова, частях речи и их формах;
✓ уметь производить грамматический анализ, абстрагировать, обобщать.
Методика орфографии — это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков (М. Т. Баранов).
Центральный вопрос методики обучения родному языку — сочетание работы над орфографической грамотностью с развитием речи.
Орфограммы и орфографические правила в современном школьном курсе русского языка изучаются параллельно с освоением фонетического, морфемного, словообразовательного и морфологического материала (с 5 по 8 класс включительно).
Некоторые методисты предлагают изучать орфограммы группами (рассредоточенно групповой способ размещения орфографических знаний). Например, "н" и "нн" во всех частях речи; "не" с разными частями речи и т. п.
2. Принципы орфографии:
✓ морфологический — обозначение одинаковым способом позиционно чередующихся фонем, при котором сохраняется графическое единообразие морфемы (например, дуб — дубы, вода — воды и т. д.);
✓ фонетический — когда на письме специально отражаются позиционные чередования фонем (например, приставки на з и др.);
✓ традиционный — когда фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для обозначения данной фонемы (например, печаль, мятеж и др.);
✓ морфолого-графических аналогий (например, ночь — ночью и др.).
Орфографические принципы определяют выбор одного написания там, где есть орфограммы.
3. Орфографической грамотностью называется умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.
Уровни овладения орфографической грамотностью:
✓ абсолютная орфографическая грамотность;
✓ относительная орфографическая грамотность.
Абсолютная орфографическая грамотность — это умение пользоваться всеми действующими правилами и безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами.
Относительная орфографическая грамотность — умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.
"Требования к школьникам в отношении навыков правописания должны быть существенным образом ограничены: критерием должны служить реальные возможности школы и практические потребности учащихся в их будущей производственной и общественной деятельности" (А. В. Текучев).
4. Частные учебные цели для достижения относительной орфографической грамотности (по М. Т. Баранову):
✓ познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;
✓ сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий;
✓ научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;
✓ сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;
✓ создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.
5. Орфографический режим в школе — совокупность единых организационно-методических требований к учителям и учащимся, направленных на укрепление и развитие навыков грамотного письма и культуры речи школьников.
Основные требования к учителям:
✓ следить за правильностью, точностью, чистотой и ясностью своей речи;
✓ соблюдать нормы литературного произношения;
✓ все записи на уроке должны быть безукоризненными в стилистическом, орфографическом и каллиграфическом отношениях;
✓ трудные для правописания и произношения слова, особенно термины, произносить четко и непременно записывать на доске, а в дальнейшем следить за правильным произношением и написанием этих слов учащимися.
Требования орфографического режима в отношении школьников:
✓ следить за правильностью своей речи; избегать употребления в ней лишних слов, вульгаризмов и диалектизмов;
✓ на вопросы учителя давать полные, развернутые ответы; говорить ясно, отчетливо и громко;
✓ в письменных работах излагать мысли последовательно, по плану; тщательно обдумывать построение каждой фразы;
✓ соблюдать красную строку;
✓ следить за своим почерком и писать разборчиво, не искажая букв; тщательно проверять написанное; пользоваться в необходимых случаях орфографическим словарем;
✓ оформлять письменные работы в соответствии с установленными требованиями к тетрадям учащихся; содержать тетради в чистоте и порядке.
Использованные источники (см. список литературы): XXIV (С. 350-351), XVII (Т. 2. С. 91), II (С. 117-150), XXI (С. 238), XVI (С. 299300).