Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Орфография и ее место в школьном курсе русского языка

1. Орфография — раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий исторически сложившуюся систему правил, которая используется в письменной речи и обеспечивает единообразие написаний.

  Обучение орфографии в школе начинается в первом классе и продолжается в течение всего курса родного языка.

  Для усвоения правил написания слов учащиеся должны:

  ✓ иметь элементарные знания о составе слова, частях речи и их формах;

  ✓ уметь производить грамматический анализ, абстрагировать, обобщать.

  Методика орфографии — это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков (М. Т. Баранов).

  Центральный вопрос методики обучения родному языку — сочетание работы над орфографической грамотностью с развитием речи.

  Орфограммы и орфографические правила в современном школьном курсе русского языка изучаются параллельно с освоением фонетического, морфемного, словообразовательного и морфологического материала (с 5 по 8 класс включительно).

  Некоторые методисты предлагают изучать орфограммы группами (рассредоточенно групповой способ размещения орфографических знаний). Например, "н" и "нн" во всех частях речи; "не" с разными частями речи и т. п.

2. Принципы орфографии:

  ✓ морфологический — обозначение одинаковым способом позиционно чередующихся фонем, при котором сохраняется графическое единообразие морфемы (например, дуб — дубы, вода — воды и т. д.);

  ✓ фонетический — когда на письме специально отражаются позиционные чередования фонем (например, приставки на з и др.);

  ✓ традиционный — когда фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для обозначения данной фонемы (например, печаль, мятеж и др.);

  ✓ морфолого-графических аналогий (например, ночь — ночью и др.).

  Орфографические принципы определяют выбор одного написания там, где есть орфограммы.

3. Орфографической грамотностью называется умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания.

  Уровни овладения орфографической грамотностью:

  ✓ абсолютная орфографическая грамотность;

  ✓ относительная орфографическая грамотность.

  Абсолютная орфографическая грамотность — это умение пользоваться всеми действующими правилами и безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами.

  Относительная орфографическая грамотность — умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами, усвоенными по определенному списку.

  "Требования к школьникам в отношении навыков правописания должны быть существенным образом ограничены: критерием должны служить реальные возможности школы и практические потребности учащихся в их будущей производственной и общественной деятельности" (А. В. Текучев).

4. Частные учебные цели для достижения относительной орфографической грамотности (по М. Т. Баранову):

  ✓ познакомить школьников с основными орфографическими понятиями;

  ✓ сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий;

  ✓ научить писать слова с непроверяемыми орфограммами;

  ✓ сформировать у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарем;

  ✓ создать необходимые условия (предпосылки) обучения школьников орфографии.

5. Орфографический режим в школе — совокупность единых организационно-методических требований к учителям и учащимся, направленных на укрепление и развитие навыков грамотного письма и культуры речи школьников.

  Основные требования к учителям:

  ✓ следить за правильностью, точностью, чистотой и ясностью своей речи;

  ✓ соблюдать нормы литературного произношения;

  ✓ все записи на уроке должны быть безукоризненными в стилистическом, орфографическом и каллиграфическом отношениях;

  ✓ трудные для правописания и произношения слова, особенно термины, произносить четко и непременно записывать на доске, а в дальнейшем следить за правильным произношением и написанием этих слов учащимися.

  Требования орфографического режима в отношении школьников:

  ✓ следить за правильностью своей речи; избегать употребления в ней лишних слов, вульгаризмов и диалектизмов;

  ✓ на вопросы учителя давать полные, развернутые ответы; говорить ясно, отчетливо и громко;

  ✓ в письменных работах излагать мысли последовательно, по плану; тщательно обдумывать построение каждой фразы;

  ✓ соблюдать красную строку;

  ✓ следить за своим почерком и писать разборчиво, не искажая букв; тщательно проверять написанное; пользоваться в необходимых случаях орфографическим словарем;

  ✓ оформлять письменные работы в соответствии с установленными требованиями к тетрадям учащихся; содержать тетради в чистоте и порядке.

  Использованные источники (см. список литературы): XXIV (С. 350-351), XVII (Т. 2. С. 91), II (С. 117-150), XXI (С. 238), XVI (С. 299300).