Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Содержание работы по орфографии в школе
1. Орфографические знания, изучаемые в школе, складываются из соответствующих понятий и фактов.
Орфографические понятия отражают множество однородных фактов правописания и описывают систему правописания.
Одна группа понятий усваивается школьниками, другая служит опорой для учителя в организации учебного процесса. Различаются следующие орфографические понятия:
✓ лингвистические (орфограмма);
✓ психологические (актуальная и неактуальная орфограмма);
✓ методические (опознавательные признаки орфограмм).
Орфографический факт представляет собой отдельное языковое явление, правописание которого следует запомнить.
Написание слов с непроверяемыми орфограммами не подчиняется ни одному правилу правописания.
Современные учебники русского языка оснащены специальными словариками для запоминания учащимися непроверяемых написаний.
Издается также школьный орфографический словарь — учебное пособие, предназначенное для справок о правописании слов, вызывающих у школьников затруднения. Данный словарь является не только справочником, к которому обращаются в затруднительных случаях, но и необходимым пособием при обучении правописанию некоторых слов.
2. Орфографическое правило можно рассматривать как емкую инструкцию для учащихся. с указанием необходимых условий выбора той или иной орфограммы.
В орфограмме отражаются правописная норма и ее место в слове. Названия орфограмм одновременно являются заглавиями орфографических правил.
В школьную программу по русскому языку в качестве содержания обучения включаются названия видов орфограмм; в учебниках для учащихся они представлены в виде заголовков орфографических параграфов и в формулировках заданий к упражнениям. Формулировки орфографических правил помещаются в учебниках для изучения и запоминания (М. Т. Баранов). Формулировки орфографических правил делятся:
✓ на констатирующие — перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание;
✓ регулирующие — указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. По структуре орфографические правила состоят из одной или из двух частей. Связано это с наличием в орфографической норме вариантов орфограммы, исключений или того и другого вместе (М. Т. Баранов).
3. Орфографические умения и навыки:
✓ нахождение в словах орфограмм;
✓ написание слов и изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;
✓ обоснование орфограмм;
✓ нахождение и исправление орфографических ошибок.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 150- 153), XXI (С. 238), XVI (С. 300-301).