Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Содержание работы по орфографии в школе

1. Орфографические знания, изучаемые в школе, складываются из соответствующих понятий и фактов.

  Орфографические понятия отражают множество однородных фактов правописания и описывают систему правописания.

  Одна группа понятий усваивается школьниками, другая служит опорой для учителя в организации учебного процесса. Различаются следующие орфографические понятия:

  ✓ лингвистические (орфограмма);

  ✓ психологические (актуальная и неактуальная орфограмма);

  ✓ методические (опознавательные признаки орфограмм).

  Орфографический факт представляет собой отдельное языковое явление, правописание которого следует запомнить.

  Написание слов с непроверяемыми орфограммами не подчиняется ни одному правилу правописания.

  Современные учебники русского языка оснащены специальными словариками для запоминания учащимися непроверяемых написаний.

  Издается также школьный орфографический словарь — учебное пособие, предназначенное для справок о правописании слов, вызывающих у школьников затруднения. Данный словарь является не только справочником, к которому обращаются в затруднительных случаях, но и необходимым пособием при обучении правописанию некоторых слов.

2. Орфографическое правило можно рассматривать как емкую инструкцию для учащихся. с указанием необходимых условий выбора той или иной орфограммы.

  В орфограмме отражаются правописная норма и ее место в слове. Названия орфограмм одновременно являются заглавиями орфографических правил.

  В школьную программу по русскому языку в качестве содержания обучения включаются названия видов орфограмм; в учебниках для учащихся они представлены в виде заголовков орфографических параграфов и в формулировках заданий к упражнениям. Формулировки орфографических правил помещаются в учебниках для изучения и запоминания (М. Т. Баранов). Формулировки орфографических правил делятся:

  ✓ на констатирующие — перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание;

  ✓ регулирующие — указываются способы действий учащихся в процессе выбора орфограммы из ряда возможных написаний. По структуре орфографические правила состоят из одной или из двух частей. Связано это с наличием в орфографической норме вариантов орфограммы, исключений или того и другого вместе (М. Т. Баранов).

3. Орфографические умения и навыки:

  ✓ нахождение в словах орфограмм;

  ✓ написание слов и изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями;

  ✓ обоснование орфограмм;

  ✓ нахождение и исправление орфографических ошибок.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 150- 153), XXI (С. 238), XVI (С. 300-301).