Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Предпосылки работы по орфографии в школе

1. В психологии различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные — текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида.

  Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего — основной фактор человеческой активности.

  В методике русского языка орфограммы, изучаемые в школе, делятся с психологической точки зрения:

  ✓ на актуальные — затрудняющие учащихся;

  ✓ неактуальные — переставшие затруднять учащихся.

  Задача учителя — "перевод" актуальной орфограммы в неактуальную, что соответствует процессу удовлетворения потребности. Удовлетворенная потребность сначала угасает, но затем возникает с большей интенсивностью. Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее она закрепляется.

2. Затруднения учащихся в применении орфографических правил могут быть вызваны особенностями изучаемых языковых единиц. Методисты отмечают следующие трудности:

  ✓ фонетические — озвончение, оглушение, безударность гласных;

  ✓ словообразовательные — сложность структуры слова;

  ✓ морфологические — омонимия частей речи; семантические критерии разграничения категорий;

  ✓ синтаксические — обратный порядок слов, двоякое членение предложения;

  ✓ семантические — переносность значения слова, абстрактность значения и др.

  Учителю при выработке динамического стереотипа у школьников следует учитывать указанные трудности.

3. В формировании орфографических умений и навыков участвуют следующие виды памяти (по М. Т. Баранову):

  ✓ слуховая (запоминание на слух фонем в морфемах в процессе письма под диктовку);

  ✓ зрительная (сохранение и воспроизведение зрительных образов; письмо по слуху, списывание);

  ✓ речедвигательная (послоговое орфографическое проговаривание слов; используется в работе с непроверяемыми орфограммами);

  ✓ моторная (многократная запись слова).

4. Методисты (Н. Н. Алгазина, М. Т. Баранов и др.) выделяют следующие базовые понятия, с которыми связано овладение учащимися орфографией:

  ✓ фонетические — гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; шипящие и сонорные согласные; оглушение и озвончение;

  ✓ морфемные и словообразовательные — приставка; корень; суффикс; окончание; сложное слово; соединительная гласная; однокоренное слово;

  ✓ морфологические — имя существительное — собственные, нарицательные, склонение, род, число, падеж; местоимение — отрицательные и неопределенные; имя числительное — простые и составные, количественные и порядковые, падежи; глагол — вид, спряжение, неопределенная форма, наклонение, время, лицо, число; причастие — страдательные и действительные, краткая и полная формы, род, число, падеж; предлог и союз — простые и составные; частицы — вопросительные и отрицательные;

  ✓ синтаксические — словосочетания; член предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; сочинительная и подчинительная связь между словами.

Основные учебно-языковые умения — опознание, анализ и группировка языковых явлений (по М. М. Разумовской):

  ✓ фонетические — определять в слове ударные и безударные гласные; согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; шипящие; звук [й]; случаи оглушения и озвончения;

  ✓ морфемные и словообразовательные — выделять в слове основу и окончание; членить основу на составные значимые части; подбирать однокоренные слова; производить словообразовательный разбор;

  ✓ морфологические — определять, какой частью речи является данное слово; отличать омонимичные формы: определять основные грамматические признаки различных частей речи;

  ✓ синтаксические — находить главное и зависимое слова в словосочетании; определять члена предложения; отличать члены от нечленов предложения; ставить вопросы от главного слова к зависимому в словосочетании, к членам предложения.

5. Одно из необходимых условий успешного овладения навыками правильного письма — орфографическая зоркость учащихся (А. В. Текучев), т. е. способность пишущего видеть орфограммы в читаемом им тексте.

  Орфографическая зоркость предполагает:

  ✓ анализирующее смотрение;

  ✓ видение каждого элемента слова, морфемы, слога;

  ✓ умение выделять их, узнавать орфограммы, отличать одну от другой.

  Умение видеть орфограммы в слове достигается длительной тренировкой, основывающейся на твердом знании и понимании орфографических правил.

  Орфографическая зоркость развивается, совершенствуется в течение обучения учащихся в школе.

  Приметы, или опознавательные признаки позволяют учащимся опознать тип орфограммы. Такими приметами являются следующие особенности:

  ✓ фонетические — безударность гласной, шипящие, ц, [й] и др.;

  ✓ лексико-грамматические — собственные имена, собственные наименования и др.;

  ✓ лексические — предлоги, союзы, частицы;

  ✓ структурные — наличие некоторых приставок, суффиксов; сложные слова.

  Знание учеником опознавательных признаков обеспечивает нахождение орфограмм в словах и уверенное применение соответствующих орфографических правил (М. Т. Баранов).

  Использованные источники (см. список литературы): V (С. 73, 123), XXI (С. 252), II (С. 153-160).