Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Требования к уровню обученности учащихся выпускных (9 и 11) классов
1. Уровень подготовки по русскому (родному) языку выпускников основной школы (9 классов) должен удовлетворять следующим требованиям:
✓ знание общих сведений о русском языке, определений основных изучаемых единиц языка и категорий;
✓ осмысленное обоснование ответа, умение привести и проанализировать соответствующие примеры.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
✓ опознавать по изученным признакам языковые единицы —
• морфемные;
• речеведческие;
✓ группировать языковые явления по определенным признакам;
✓ давать анализ и характеристику изученных языковых единиц по существенным для них признакам;
✓ правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;
✓ правильно образовывать формы слов;
✓ правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы;
✓ грамотно строить предложения разных структур и уместно применять их в речи;
✓ владеть современным речевым этикетом;
✓ адекватно воспринимать устную и письменную речь;
✓ пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст;
✓ уметь собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определенную тему с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
✓ создавать тексты разных типов и стилей речи и использовать в них соответствующие языковые средства;
✓ совершенствовать и редактировать тексты, находить содержательные и языковые ошибки и недочеты и исправлять их;
✓ находить в слове орфограммы, а в предложении — смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;
✓ правильно писать слова в соответствии с изученными орфографическими правилами и пунктуационно правильно оформлять предложение и текст;
✓ правильно писать слова, отобранные для специального заучивания;
✓ пользоваться различными словарями русского языка.
2. Уровень подготовки по русскому (родному) языку выпускников средней школы (11 классов) должен удовлетворять следующим требованиям:
✓ знание общих сведений о русском языке, о лингвистике как науке;
✓ признаков и особенностей употребления в речи основных единиц языка.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
✓ создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
✓ оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;
✓ анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;
✓ соблюдать в устных и письменных высказываниях языковые нормы —
• орфоэпические;
• лексические;
• пунктуационные;
✓ владеть приемами редактирования текста —
• использовать возможности лексической и грамматической синонимии;
• устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.;
✓ передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;
✓ уместно использовать цитирование;
✓ анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно выразительных средств языка;
✓ готовить рецензию (устную и письменную) на статью, книгу, фильм, спектакль, произведение живописи, музыкальное произведение.
Использованные источники (см. список литературы): XXIII (С. 18-20), I (С. 250-252).