Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования (5 — 9 классы) по русскому (родному) языку предполагает следующее:
✓ учащийся обязан овладеть данным содержанием материала;
✓ минимальное содержание материала по русскому языку (независимо от профиля школы и региона) должно быть одинаковым.
Обязательный минимум способствует сохранению единого образовательного пространства, а также достаточно высокого уровня филологического образования в современной школе.
2. Основное содержание обязательного минимума.
Общие сведения о русском языке.
✓ русский язык —
• национальный язык;
• государственный;
• язык межнационального общения;
• первоэлемент великой русской литературы;
✓ русский язык в современном обществе —
• богатство, красота, выразительность русского языка;
• художественный текст в изучении русского языка;
✓ русский язык —
• один из индоевропейских языков;
• языковые контакты;
✓ роль старославянского языка в развитии русского языка;
✓ наука о русском языке, ее разделы;
✓ виднейшие ученые-русисты.
Система языка:
✓ фонетика и орфоэпия:
• звук как единица речи; звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости; сонорные согласные; шипящие и "ц", сильные и слабые позиции звуков);
• слог, ударение, интонация;
• основные правила литературного произношения и ударения;
• словари ударений и орфоэпические словари;
✓ лексика и фразеология:
• слово как единица языка; основные пути пополнения словарного состава; однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова; омонимы; синонимы; антонимы;
• звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости; сонорные согласные; шипящие и "ц", сильные и слабые позиции звуков);
• исконно русские и заимствованные слова; устаревшие слова и неологизмы; нейтральные и стилистически окрашенные слова; диалектизмы; профессионализмы; арготизмы;
• свободные сочетания слов и фразеологические обороты; основные признаки фразеологизмов; стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы; использование фразеологизмов в речи;
• основные толковые словари;
✓ морфемика и словообразование.
• морфема как минимальная значимая часть слова; словообразовательные и словоизменительные морфемы; основа слова и окончание;
• корень и служебные морфемы в основе слова; чередование звуков в слове; варианты морфем; простые и сложные слова; однокоренные слова; изменения в структуре слова; понятие об этимологии;
• способы образования слов; морфологические способы образования слов; лексико-семантический способ словообразования; образование слов путем сокращения; образование слов путем слияния сочетаний слов; словообразование различных частей речи;
• морфемные и словообразовательные словари русского языка;
✓ грамматика:
• морфология — части речи в русском языке; самостоятельные части речи; место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи; их семантические структурные разряды, формы и категории; синтаксические функции; служебные части речи; их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению; междометие как особая часть речи; звукоподражательные слова;
• синтаксис — словосочетание и предложение как синтаксические единицы; словосочетание; главное и зависимое слова; типы связи в словосочетаниях; виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; предложение как основная единица синтаксиса; грамматическая (предикативная) основа предложения; повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; восклицательные предложения; средства оформления предложения: интонация, логическое ударение, порядок слов; подлежащее и сказуемое как главные члены предложения; типы подлежащего и сказуемого; второстепенные члены предложения; простое предложение; двусоставные и односоставные предложения; полные и неполные; распространенные и нераспространенные; однородные члены предложения; обобщающие слова при однородных членах предложения; обособленные члены предложения; уточнение как обособленный член предложения; обращение; вводные слова и вставные конструкции; сложное предложение; наличие двух и более предикативных (грамматических) основ как признак сложного предложения; союзные и бессоюзные; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; виды придаточных предложений; синтаксические синонимы; способы передачи чужой речи;
✓ речь:
• виды речевой деятельности — говорение и аудирование, письмо и чтение;
• устная и письменная формы речи;
• речь диалогическая и монологическая;
• сферы употребления устной публичной речи;
• основные типы публичных выступлений;
• языковые особенности публичного высказывания;
• русский речевой этикет;
• текст как речевое произведение;
• смысловая и композиционная целостность текста;
• последовательное расположение частей текста;
• типы текстов по функционально-смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение), по стилям речи (разговорные, официально-деловые, публицистические, научные и художественные);
• отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата, ситуации общения;
✓ письмо:
• графика — значение письменности; алфавит, рукописные и печатные буквы; каллиграфия; буквы, обозначающие гласные, согласные звуки; двойное значение букв; обозначение мягкости согласных; прописные и строчные буквы;
• орфография — принципы русской орфографии; орфограмма; орфографическое правило; написание гласных и согласных в составе морфем; написания фонетические и нефонетические; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописной и строчной буквы; перенос слов; орфографические словари;
• пунктуация — принципы русской пунктуации; знаки препинания, их функции: завершение, выделение, отделение; одиночные и парные знаки препинания; знаки завершения; знаки выделения; знаки отделения; сочетание знаков препинания; вариативность постановки знаков препинания; авторское употребление знаков препинания.
Использованные источники (см. список литературы): XIV (С. 37), I (С. 12-14).