Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку

1. Обязательный минимум содержания основного общего образования (5 — 9 классы) по русскому (родному) языку предполагает следующее:

  ✓ учащийся обязан овладеть данным содержанием материала;

  ✓ минимальное содержание материала по русскому языку (независимо от профиля школы и региона) должно быть одинаковым.

  Обязательный минимум способствует сохранению единого образовательного пространства, а также достаточно высокого уровня филологического образования в современной школе.

2. Основное содержание обязательного минимума.

  Общие сведения о русском языке.

  ✓ русский язык —

  • национальный язык;

  • государственный;

  • язык межнационального общения;

  • первоэлемент великой русской литературы;

  ✓ русский язык в современном обществе —

  • богатство, красота, выразительность русского языка;

  • художественный текст в изучении русского языка;

  ✓ русский язык —

  • один из индоевропейских языков;

  • языковые контакты;

  ✓ роль старославянского языка в развитии русского языка;

  ✓ наука о русском языке, ее разделы;

  ✓ виднейшие ученые-русисты.

Система языка:

  ✓ фонетика и орфоэпия:

  • звук как единица речи; звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости; сонорные согласные; шипящие и "ц", сильные и слабые позиции звуков);

  • слог, ударение, интонация;

  • основные правила литературного произношения и ударения;

  • словари ударений и орфоэпические словари;

  ✓ лексика и фразеология:

  • слово как единица языка; основные пути пополнения словарного состава; однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова; омонимы; синонимы; антонимы;

  • звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости; сонорные согласные; шипящие и "ц", сильные и слабые позиции звуков);

  • исконно русские и заимствованные слова; устаревшие слова и неологизмы; нейтральные и стилистически окрашенные слова; диалектизмы; профессионализмы; арготизмы;

  • свободные сочетания слов и фразеологические обороты; основные признаки фразеологизмов; стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы; использование фразеологизмов в речи;

  • основные толковые словари;

  ✓ морфемика и словообразование.

  • морфема как минимальная значимая часть слова; словообразовательные и словоизменительные морфемы; основа слова и окончание;

  • корень и служебные морфемы в основе слова; чередование звуков в слове; варианты морфем; простые и сложные слова; однокоренные слова; изменения в структуре слова; понятие об этимологии;

  • способы образования слов; морфологические способы образования слов; лексико-семантический способ словообразования; образование слов путем сокращения; образование слов путем слияния сочетаний слов; словообразование различных частей речи;

  • морфемные и словообразовательные словари русского языка;

  ✓ грамматика:

  • морфология — части речи в русском языке; самостоятельные части речи; место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи; их семантические структурные разряды, формы и категории; синтаксические функции; служебные части речи; их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению; междометие как особая часть речи; звукоподражательные слова;

  • синтаксис — словосочетание и предложение как синтаксические единицы; словосочетание; главное и зависимое слова; типы связи в словосочетаниях; виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; предложение как основная единица синтаксиса; грамматическая (предикативная) основа предложения; повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; восклицательные предложения; средства оформления предложения: интонация, логическое ударение, порядок слов; подлежащее и сказуемое как главные члены предложения; типы подлежащего и сказуемого; второстепенные члены предложения; простое предложение; двусоставные и односоставные предложения; полные и неполные; распространенные и нераспространенные; однородные члены предложения; обобщающие слова при однородных членах предложения; обособленные члены предложения; уточнение как обособленный член предложения; обращение; вводные слова и вставные конструкции; сложное предложение; наличие двух и более предикативных (грамматических) основ как признак сложного предложения; союзные и бессоюзные; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; виды придаточных предложений; синтаксические синонимы; способы передачи чужой речи;

  ✓ речь:

  • виды речевой деятельности — говорение и аудирование, письмо и чтение;

  • устная и письменная формы речи;

  • речь диалогическая и монологическая;

  • сферы употребления устной публичной речи;

  • основные типы публичных выступлений;

  • языковые особенности публичного высказывания;

  • русский речевой этикет;

  • текст как речевое произведение;

  • смысловая и композиционная целостность текста;

  • последовательное расположение частей текста;

  • типы текстов по функционально-смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение), по стилям речи (разговорные, официально-деловые, публицистические, научные и художественные);

  • отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата, ситуации общения;

  ✓ письмо:

  • графика — значение письменности; алфавит, рукописные и печатные буквы; каллиграфия; буквы, обозначающие гласные, согласные звуки; двойное значение букв; обозначение мягкости согласных; прописные и строчные буквы;

  • орфография — принципы русской орфографии; орфограмма; орфографическое правило; написание гласных и согласных в составе морфем; написания фонетические и нефонетические; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописной и строчной буквы; перенос слов; орфографические словари;

  • пунктуация — принципы русской пунктуации; знаки препинания, их функции: завершение, выделение, отделение; одиночные и парные знаки препинания; знаки завершения; знаки выделения; знаки отделения; сочетание знаков препинания; вариативность постановки знаков препинания; авторское употребление знаков препинания.

  Использованные источники (см. список литературы): XIV (С. 37), I (С. 12-14).