Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Программы для углубленного изучения русского языка в 10 - 11 классах
1. Основные программы для разных форм углубленного изучения русского языка в 10 — 11 классах:
✓ "Стилистика русского языка" — составитель С. С. Вартапетова,
✓ "Словари как средство познания мира" (факультативный курс) — составитель Е. Н. Тихонова;
✓ "Русское правописание: Орфография и пунктуация. Спецкурс" — составитель С. И. Львова;
✓ "Родная речь" — составители С. И. Львова, М. М. Разумовская;
✓ "Русская речь: Лингвистика текста. Стилистика. Культура речи" — составитель В. И. Капинос,
✓ "Язык и речь" — составители В. И. Капинос, С. И. Львова, М. С. Соловейчик;
✓ "Язык — человек — текст" (факультативный курс) — составитель Л. Ф. Казакова.
2. Программа курса "Стилистика русского языка", составленная С. С. Вартапетовой, представляет (по сравнению с другими) стилистику как наиболее полный и самостоятельный курс и предусматривает углубленную подготовку учащихся классов и школ гуманитарного профиля в той сфере родного языка, которая связана с его функционированием.
Цель курса:
✓ расширение лингвистического кругозора обучаемых за счет усвоения новых стилистических знаний;
✓ совершенствование практических, коммуникативных умений и навыков учащихся.
Последовательность в подаче стилистического материала'.
✓ стилистические средства всех разделов русского языка;
✓ функциональные и жанрово-стилистические разновидности речи;
✓ стилистические особенности языка художественной литературы. Наиболее важная часть курса — раздел о функциональных стилях речи.
3. Программа факультативного курса "Словари как средство познания мира", разработанная Е. Н. Тихоновой, рекомендуется при углубленном изучении русского языка в 10 — 11 классах лицеев и гимназий гуманитарного профиля.
Отличается тем, что ее содержание составляет изучение различных типов больших и малых лингвистических словарей. Практическая цель — научить учащихся грамотно пользоваться словарями, извлекать из них нужную для себя информацию. Основные особенности этого курса:
✓ знакомство учащихся с системой лингвистических словарей, со словарями различных типов, с лексикографической теорией и практикой составления словарей;
✓ формирование у учащихся представления о системном характере языка, его иерархическом строении;
✓ обогащение и расширение знаний учащихся об отдельных аспектах языковой системы;
✓ повышение культуры речи.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 316), XIII (С. 140-148, 174-176).