Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Программы для классов гуманитарного профиля

1. Основные программы изучения русского языка в 10 — 11 классах гуманитарного профиля:

  ✓ "Культура речи и стилистика" — составители Ю. С. Пичугов, Т.А. Костяева, Т. М. Пахнова;

  ✓ "Живой как жизнь" (общие сведения о языке) — составитель Т. Е. Петрова;

  ✓ "Основы редактирования" — составитель Т. М. Пахнова;

  ✓ "Основы словесности. От слова к словесности" — составитель А. И. Горшков;

  ✓ "Основы риторики: Мысль и слово" — составитель А. К. Михальская;

  ✓ "Церковнославянский язык" — составители А. А. Плетнева, А. К. Кравецкий.

2. Программа "Основы словесности. От слова к словесности", составленная А. И. Горшковым, изучает:

  ✓ путь создания словесного произведения, его языковую природу;

  ✓ последовательность построения курса "Основы русской словесности".

  Введение раскрывает содержание понятий:

  ✓ "слово";

  ✓ "словесность".

  В первой части программы описываются:

  ✓ лексико-фразеологические, грамматические, фонетические элементы языка;

  ✓ сложившиеся и устоявшиеся виды и способы их соединения.

  Во второй части программы рассматривается произведение словесности как словесно-художественное единство.

3. Программа "Основы риторики. Мысль и слово", составленная А. К. Михальской, ставит своей целью предоставление учащимся общеобразовательных учебных заведений современного риторического образования.

  Подзаголовок "Мысль и слово", принятый в программе, отражает особенности риторической педагогики.

  Задачи данной программы:

  ✓ приобщение к истории отечественной риторической культуры; включение в русло отечественной речевой традиции каждого как самостоятельной и самоценной личности, носителя собственного, индивидуализированного, культурного и свободного слова;

  ✓ овладение основными элементами речевого мастерства как искусства гармонизирующего диалога.

  Риторика рассматривается автором программы как самостоятельная лингво-культурологическая дисциплина, система основных категорий которой отражает особенности речевого (риторического) идеала.

  Программа предполагает формирование у школьников соответствующих умений и навыков.

  Структура программы:

  ✓ введение — знакомство учащихся с риторикой как современной теоретической дисциплиной;

  ✓ первый раздел — пути становления и развития отечественного речевого идеала;

  ✓ второй — основные риторические категории, практическое овладение элементами общего мастерства, формирование навыков публичного выступления;

  ✓ третий — диалогические формы речевого общения;

  ✓ четвертый — основы риторики делового общения.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 316), XIII (С. 44-48, 59-64).