Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Программы для классов гуманитарного профиля
1. Основные программы изучения русского языка в 10 — 11 классах гуманитарного профиля:
✓ "Культура речи и стилистика" — составители Ю. С. Пичугов, Т.А. Костяева, Т. М. Пахнова;
✓ "Живой как жизнь" (общие сведения о языке) — составитель Т. Е. Петрова;
✓ "Основы редактирования" — составитель Т. М. Пахнова;
✓ "Основы словесности. От слова к словесности" — составитель А. И. Горшков;
✓ "Основы риторики: Мысль и слово" — составитель А. К. Михальская;
✓ "Церковнославянский язык" — составители А. А. Плетнева, А. К. Кравецкий.
2. Программа "Основы словесности. От слова к словесности", составленная А. И. Горшковым, изучает:
✓ путь создания словесного произведения, его языковую природу;
✓ последовательность построения курса "Основы русской словесности".
Введение раскрывает содержание понятий:
✓ "слово";
✓ "словесность".
В первой части программы описываются:
✓ лексико-фразеологические, грамматические, фонетические элементы языка;
✓ сложившиеся и устоявшиеся виды и способы их соединения.
Во второй части программы рассматривается произведение словесности как словесно-художественное единство.
3. Программа "Основы риторики. Мысль и слово", составленная А. К. Михальской, ставит своей целью предоставление учащимся общеобразовательных учебных заведений современного риторического образования.
Подзаголовок "Мысль и слово", принятый в программе, отражает особенности риторической педагогики.
Задачи данной программы:
✓ приобщение к истории отечественной риторической культуры; включение в русло отечественной речевой традиции каждого как самостоятельной и самоценной личности, носителя собственного, индивидуализированного, культурного и свободного слова;
✓ овладение основными элементами речевого мастерства как искусства гармонизирующего диалога.
Риторика рассматривается автором программы как самостоятельная лингво-культурологическая дисциплина, система основных категорий которой отражает особенности речевого (риторического) идеала.
Программа предполагает формирование у школьников соответствующих умений и навыков.
Структура программы:
✓ введение — знакомство учащихся с риторикой как современной теоретической дисциплиной;
✓ первый раздел — пути становления и развития отечественного речевого идеала;
✓ второй — основные риторические категории, практическое овладение элементами общего мастерства, формирование навыков публичного выступления;
✓ третий — диалогические формы речевого общения;
✓ четвертый — основы риторики делового общения.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 316), XIII (С. 44-48, 59-64).