Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Программы по русскому языку для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений
1. Авторская программа по русскому языку для 10 — 11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова состоит из двух разделов:
✓ в первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10 — 11 классах;
✓ во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется:
✓ научному;
✓ публицистическому;
✓ художественному стилям.
Ведущее направление программы — проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в творческое начало произведения; сосредоточение внимания учащихся не только на словесном материале, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения.
Автор подчеркивает возрастание роли разнообразных видов самостоятельной работы учащихся.
Программа ориентирована на работу с текстом. Она предполагает тесную взаимосвязь русского языка и литературы, усиление внутри предметных и межпредметных связей.
Требования к знаниям, умениям и навыкам отражены в специальном разделе программы.
2. Авторские программы по русскому языку для 10 — 11 классов общеобразовательных учреждений М. Т. Баранова:
✓ "Правописание и культура речи";
✓ "Стилистика языка и стилистика речи в школьном курсе языка";
✓ "Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка";
✓ "Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками".
3. Основой программы "Правописание и культура речи" являются нормы правописания (орфографические и пунктуационные) и нормы культуры речи.
М. Т. Баранов отмечает, что в 10 — 11 классах наступает новый этап осмысления родного языка, на основе изученного в 5 — 9 классах, а также на основе установления нового уровня межпредметных связей с уроками литературы.
В правописной части данной программы систематизируются орфографические и пунктуационные понятия; орфограммы даются блоками по типам написания и по месту нахождения орфограмм в слове.
Пунктуационные правила систематизируются по функциям знаков препинания.
Вопросы культуры речи рекомендуется систематизировать в соответствии с правильностью речи и уместностью выбора языковых средств. Эта часть программы тесно связывает работу по русскому языку с работой по литературе на межпредметном уровне.
В программе "Стилистика языка и стилистика речи в школьном курсе языка” отражена систематизация русского языка в 10 — 11 классах по стилистическому признаку.
Все стороны языковой системы рассматриваются с точки зрения функционально-стилистических возможностей, присущих единицам языка (звукам, морфемам, словам, словоформам, словосочетаниям и предложениям), особенностям их функционирования в текстах разных стилей.
Программа "Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка" позволяет по-новому увидеть пройденный школьниками в 5— 9 классах курс русского языка с позиции систематизации знаний об устной и письменной речи.
Основу этой программы составляют виды устных и письменных высказываний, повторяемых и частично вновь изучаемых по теории речи.
Данная программа также обеспечивает реализацию межпредметных связей русского языка с литературой в 10 — 11 классах.
В программе "Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками" представлена систематизация пройденного в 5 — 9 классах, объединенного в блоки, в качестве которых выступают единицы языка и единицы речи.
В языке все взаимосвязано, поэтому единицы языка рассматриваются с точки зрения отношений, в которые они вступают друг с другом в предложении и тексте.
Во всех программах предусмотрен новый материал, который позволяет учащимся:
✓ лучше осознать ранее изученное;
✓ углубить представление об изученном;
✓ расширить знания о языке.
Реализация данных программ обеспечивает условия для закрепления орфографических и пунктуационных умений, формирование которых связывается с работой над письменной речью. Орфография в программах дается блоками.
Работа по пунктуации учитывает связь с синтаксическими конструкциям и.
В каждом разделе той или иной программы материал распределен по блокам:
✓ в первом блоке — сведения в соответствии с содержанием программы и о языковых средствах выражения этого содержания;
✓ во втором — сведения о функционировании языковых средств в предложении и тексте (речи), о текстообразующей роли этих языковых средств;
✓ в третьем — сведения по орфографии и пунктуации. Одновременно совершенствуются все умения, формировавшиеся в 5 — 9 классах.
На уроках русского языка в 10 — 11 классах закрепляются три вида компетенции:
✓ языковая;
✓ коммуникативная;
✓ лингвистическая.
Использованные источники (см. список литературы): XIII (С. 817, 78), I (С. 232-237).