Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Программы по русскому языку для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений

1. Авторская программа по русскому языку для 10 — 11 классов общеобразовательных учреждений А. И. Власенкова состоит из двух разделов:

  ✓ в первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10 — 11 классах;

  ✓ во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.

  Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется:

  ✓ научному;

  ✓ публицистическому;

  ✓ художественному стилям.

  Ведущее направление программы — проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в творческое начало произведения; сосредоточение внимания учащихся не только на словесном материале, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения.

  Автор подчеркивает возрастание роли разнообразных видов самостоятельной работы учащихся.

  Программа ориентирована на работу с текстом. Она предполагает тесную взаимосвязь русского языка и литературы, усиление внутри предметных и межпредметных связей.

  Требования к знаниям, умениям и навыкам отражены в специальном разделе программы.

2. Авторские программы по русскому языку для 10 — 11 классов общеобразовательных учреждений М. Т. Баранова:

  ✓ "Правописание и культура речи";

  ✓ "Стилистика языка и стилистика речи в школьном курсе языка";

  ✓ "Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка";

  ✓ "Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками".

3. Основой программы "Правописание и культура речи" являются нормы правописания (орфографические и пунктуационные) и нормы культуры речи.

  М. Т. Баранов отмечает, что в 10 — 11 классах наступает новый этап осмысления родного языка, на основе изученного в 5 — 9 классах, а также на основе установления нового уровня межпредметных связей с уроками литературы.

  В правописной части данной программы систематизируются орфографические и пунктуационные понятия; орфограммы даются блоками по типам написания и по месту нахождения орфограмм в слове.

  Пунктуационные правила систематизируются по функциям знаков препинания.

  Вопросы культуры речи рекомендуется систематизировать в соответствии с правильностью речи и уместностью выбора языковых средств. Эта часть программы тесно связывает работу по русскому языку с работой по литературе на межпредметном уровне.

  В программе "Стилистика языка и стилистика речи в школьном курсе языка” отражена систематизация русского языка в 10 — 11 классах по стилистическому признаку.

  Все стороны языковой системы рассматриваются с точки зрения функционально-стилистических возможностей, присущих единицам языка (звукам, морфемам, словам, словоформам, словосочетаниям и предложениям), особенностям их функционирования в текстах разных стилей.

  Программа "Устная и письменная речь в школьном курсе русского языка" позволяет по-новому увидеть пройденный школьниками в 5— 9 классах курс русского языка с позиции систематизации знаний об устной и письменной речи.

  Основу этой программы составляют виды устных и письменных высказываний, повторяемых и частично вновь изучаемых по теории речи.

  Данная программа также обеспечивает реализацию межпредметных связей русского языка с литературой в 10 — 11 классах.

  В программе "Углубление и систематизация знаний о языке и речи на основе повторения блоками" представлена систематизация пройденного в 5 — 9 классах, объединенного в блоки, в качестве которых выступают единицы языка и единицы речи.

  В языке все взаимосвязано, поэтому единицы языка рассматриваются с точки зрения отношений, в которые они вступают друг с другом в предложении и тексте.

  Во всех программах предусмотрен новый материал, который позволяет учащимся:

  ✓ лучше осознать ранее изученное;

  ✓ углубить представление об изученном;

  ✓ расширить знания о языке.

  Реализация данных программ обеспечивает условия для закрепления орфографических и пунктуационных умений, формирование которых связывается с работой над письменной речью. Орфография в программах дается блоками.

  Работа по пунктуации учитывает связь с синтаксическими конструкциям и.

  В каждом разделе той или иной программы материал распределен по блокам:

  ✓ в первом блоке — сведения в соответствии с содержанием программы и о языковых средствах выражения этого содержания;

  ✓ во втором — сведения о функционировании языковых средств в предложении и тексте (речи), о текстообразующей роли этих языковых средств;

  ✓ в третьем — сведения по орфографии и пунктуации. Одновременно совершенствуются все умения, формировавшиеся в 5 — 9 классах.

  На уроках русского языка в 10 — 11 классах закрепляются три вида компетенции:

  ✓ языковая;

  ✓ коммуникативная;

  ✓ лингвистическая.

Использованные источники (см. список литературы): XIII (С. 817, 78), I (С. 232-237).