Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Характеристики работы по русскому языку в старших (10-11) классах
1. В Примерной программе по русскому языку для 10 — 11 классов. которая носит концептуальный рекомендательный характер, намечены следующие основные цели обучения русскому языку в старших классах:
✓ повторить и углубить знания по основам науки о русском языке и совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики;
✓ совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
✓ закрепить и расширить знания учащихся в области речеведения; совершенствовать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей речи;
✓ совершенствовать элементарные навыки лингвистического анализа художественного текста.
2. Содержание работы по русскому языку в 10 — 11 классах определяется действующими программами, имеющими разную целевую направленность:
✓ для общеобразовательных школ;
✓ школ и классов гуманитарного профиля;
✓ факультативных занятий.
3. Содержание курса литературы в старших классах на историко-литературной основе составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. включающее рассмотрение особенностей языка литературных текстов.
Программами по литературе предусмотрены различные виды устных и письменных работ учащихся:
✓ выразительное чтение;
✓ устный пересказ всех видов;
✓ рассказ;
✓ размышление;
✓ устный комментарий;
✓ рецензия;
✓ сообщение;
✓ доклад;
✓ составление планов, тезисов, рефератов;
✓ аннотация;
✓ сочинения;
✓ создание оригинальных произведений и др.
Высказывания школьников должны представлять собой единство содержания и языкового оформления.
На занятиях по литературе необходимо постоянное и систематическое обращение к соответствующим языковым темам.
Письменная речь предполагает:
✓ упрочение и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
✓ развитие связной речи учащихся.
4. Особенности обучения русскому языку в старших (10 — 11) классах состоят в том, что осуществляется повторение, систематизация и углубление полученных в средних классах сведений из области орфоэпии, грамматики, лексики, орфографии и пунктуации.
Повторение сведений о языке, изученных в 5 — 9 классах, осуществляется на основе следующих подходов:
✓ от единиц языка к их функциям;
✓ от внеязыковой действительности к языковым способам ее выражения.
Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля и потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы.
В процессе обучения русскому языку в старших классах последовательно и целенаправленно совершенствуются, и развиваются основные виды речевой деятельности:
✓ умение воспринимать речь, представленную в устной или письменной форме (слушать, читать);
✓ способность формулировать собственное высказывание (говорить, писать).
Языковой анализ образцовых художественных текстов способствует:
✓ обогащению речи учащихся, развитию их творческих способностей;
✓ приобщению старшеклассников к ценностям литературы.
5. В 10 — 11 классах к традиционным формам работы прибавляется консультация по русскому языку — форма организации учебного занятия. проводимого в виде собеседования индивидуально и по группам, во внеучебное время по определенному графику или по мере надобности, после завершения раздела программы, в процессе его изучения и особенно эффективно — в период подготовки к экзаменам.
Использованные источники (см. список литературы): I (С. 221-223), XII (С. 61), II (С. 315-321), XVI (С. 215).