Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Характеристики работы по русскому языку в старших (10-11) классах

1. В Примерной программе по русскому языку для 10 — 11 классов. которая носит концептуальный рекомендательный характер, намечены следующие основные цели обучения русскому языку в старших классах:

  ✓ повторить и углубить знания по основам науки о русском языке и совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики;

  ✓ совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  ✓ закрепить и расширить знания учащихся в области речеведения; совершенствовать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей речи;

  ✓ совершенствовать элементарные навыки лингвистического анализа художественного текста.

2. Содержание работы по русскому языку в 10 — 11 классах определяется действующими программами, имеющими разную целевую направленность:

  ✓ для общеобразовательных школ;

  ✓ школ и классов гуманитарного профиля;

  ✓ факультативных занятий.

3. Содержание курса литературы в старших классах на историко-литературной основе составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. включающее рассмотрение особенностей языка литературных текстов.

  Программами по литературе предусмотрены различные виды устных и письменных работ учащихся:

  ✓ выразительное чтение;

  ✓ устный пересказ всех видов;

  ✓ рассказ;

  ✓ размышление;

  ✓ устный комментарий;

  ✓ рецензия;

  ✓ сообщение;

  ✓ доклад;

  ✓ составление планов, тезисов, рефератов;

  ✓ аннотация;

  ✓ сочинения;

  ✓ создание оригинальных произведений и др.

  Высказывания школьников должны представлять собой единство содержания и языкового оформления.

  На занятиях по литературе необходимо постоянное и систематическое обращение к соответствующим языковым темам.

  Письменная речь предполагает:

  ✓ упрочение и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

  ✓ развитие связной речи учащихся.

4. Особенности обучения русскому языку в старших (10 — 11) классах состоят в том, что осуществляется повторение, систематизация и углубление полученных в средних классах сведений из области орфоэпии, грамматики, лексики, орфографии и пунктуации.

  Повторение сведений о языке, изученных в 5 — 9 классах, осуществляется на основе следующих подходов:

  ✓ от единиц языка к их функциям;

  ✓ от внеязыковой действительности к языковым способам ее выражения.

  Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.

  Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля и потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы.

  В процессе обучения русскому языку в старших классах последовательно и целенаправленно совершенствуются, и развиваются основные виды речевой деятельности:

  ✓ умение воспринимать речь, представленную в устной или письменной форме (слушать, читать);

  ✓ способность формулировать собственное высказывание (говорить, писать).

  Языковой анализ образцовых художественных текстов способствует:

  ✓ обогащению речи учащихся, развитию их творческих способностей;

  ✓ приобщению старшеклассников к ценностям литературы.

5. В 10 — 11 классах к традиционным формам работы прибавляется консультация по русскому языку — форма организации учебного занятия. проводимого в виде собеседования индивидуально и по группам, во внеучебное время по определенному графику или по мере надобности, после завершения раздела программы, в процессе его изучения и особенно эффективно — в период подготовки к экзаменам.

  Использованные источники (см. список литературы): I (С. 221-223), XII (С. 61), II (С. 315-321), XVI (С. 215).