Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Контроль за сформированностью речевых умений учащихся
1. Основные способы проверки сформированности речевых некоммуникативных умений:
✓ составление словосочетаний по схемам;
✓ составление предложений по схемам.
Указанные способы применяются с включением необходимого лексического и грамматического материала.
2. Контроль за формированием связной речи учащихся осуществляется с помощью таких видов заданий:
✓ творческий диктант;
✓ свободный диктант;
✓ диктант с продолжением.
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
✓ умение раскрыть тему;
✓ умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
✓ соблюдение языковых норм и правил.
Любое сочинение или изложение оценивается двумя отметками:
✓ первая — за содержание и речевое оформление;
✓ вторая — за грамотность.
3. Содержание и композиционное оформление изложений и сочинений оцениваются по следующим критериям:
✓ соответствие работы ученика теме и основной мысли;
✓ полнота раскрытия темы;
✓ правильность фактического материала;
✓ последовательность изложения.
Оценка "отлично" ставится за работу, соответствующую данным критериям.
4. Языковое оформление изложений и сочинений оценивается по таким критериям:
✓ богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
✓ стилевое единство и выразительность речи;
✓ правильность и уместность употребления языковых средств.
Оценка "отлично" допускает по действующим нормам один-два незначительных речевых недочета.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 311-315), XIV (С. 308-310).