Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008


Контроль за сформированностью речевых умений учащихся

1. Основные способы проверки сформированности речевых некоммуникативных умений:

  ✓ составление словосочетаний по схемам;

  ✓ составление предложений по схемам.

  Указанные способы применяются с включением необходимого лексического и грамматического материала.

2. Контроль за формированием связной речи учащихся осуществляется с помощью таких видов заданий:

  ✓ творческий диктант;

  ✓ свободный диктант;

  ✓ диктант с продолжением.

  Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

  С помощью сочинений и изложений проверяются:

  ✓ умение раскрыть тему;

  ✓ умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

  ✓ соблюдение языковых норм и правил.

  Любое сочинение или изложение оценивается двумя отметками:

  ✓ первая — за содержание и речевое оформление;

  ✓ вторая — за грамотность.

3. Содержание и композиционное оформление изложений и сочинений оцениваются по следующим критериям:

  ✓ соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  ✓ полнота раскрытия темы;

  ✓ правильность фактического материала;

  ✓ последовательность изложения.

  Оценка "отлично" ставится за работу, соответствующую данным критериям.

4. Языковое оформление изложений и сочинений оценивается по таким критериям:

  ✓ богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  ✓ стилевое единство и выразительность речи;

  ✓ правильность и уместность употребления языковых средств.

  Оценка "отлично" допускает по действующим нормам один-два незначительных речевых недочета.

  Использованные источники (см. список литературы): II (С. 311-315), XIV (С. 308-310).