Методика преподавания русского языка - Конспект лекций - В. А. Титов 2008
Оценка орфографической и пунктуационной грамотности учащихся
1. Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается:
✓ для 5 класса — до 100 слов;
✓ для 6 класса — 100 — 110;
✓ для 7 класса — 110 — 120;
✓ для 8 класса — 120 — 150;
✓ для 9 класса — 150 — 170.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Объем (количество слов):
✓ 5 класс — 15 — 20;
✓ 6 класс — 20 — 25;
✓ 7 класс — 25 — 30;
✓ 8 класс — 30 — 35;
✓ 9 класс — 35— 40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечить выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями.
Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1 — 3 случаями.
В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать:
✓ в 5 классе — 12 орфограмм и 2 — 3 пунктограмм;
✓ в 6 классе — 16 орфограмм и 3 — 4 пунктограмм;
✓ в 7 классе — 20 орфограмм и 4 — 5 пунктограмм;
✓ в 8 классе — 24 орфограмм и 10 пунктограмм;
✓ в 9 классе — 24 орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись.
Количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями в контрольных диктантах:
✓ 5 класс — 5;
✓ 7 класс — не более 7;
✓ 8 — 9 классы — не более 10.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
2. Как отмечает Н. А. Ипполитова, в письменных работах учащихся встречаются следующие неверные написания:
✓ орфографические ошибки;
✓ описки (неправильные написания, искажающие звуковой облик слова).
Орфографические ошибки могут быть:
✓ на изученные правила;
✓ на неизученные правила;
✓ на правила, которые в школе не изучаются.
При опенке диктанта:
✓ исправляются и учитываются орфографические ошибки на изученные правила;
✓ исправляются, но не учитываются орфографические ошибки на неизученные правила, а также описки.
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
✓ в исключениях из правил;
✓ в написании с большой буквы в составных собственных наименованиях;
✓ в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
✓ в случаях раздельного и слитного написания "не" с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
✓ в написании "ы" и "и" после приставок;
✓ в случаях трудного различия "не" и "ни";
✓ в собственных именах нерусского происхождения.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая — учитывается как самостоятельная.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму.
Исправляются, но не учитываются ошибки в переносе слов.
3. Пунктуационные ошибки также делятся на грубые и негрубые.
К негрубым относятся следующие:
✓ в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
✓ в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Исправляются, но не учитываются:
✓ ошибки в передаче авторской пунктуации, а также пунктуационные ошибки на правила, которые не включены в школьную программу;
✓ на еще не изученные пунктуационные правила.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок.
Использованные источники (см. список литературы): II (С. 300-311), XIV (С. 303-306).