Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010


Уроки 85 - 86. СТИХИ ПЛЕНИТЕЛЬНЫЕ ФЕТА (А. ЖЕМЧУЖНИКОВ.)

Цели уроков: познакомить учащихся с поэтической судьбой А. А. Фета; помочь понять причин непростых отношений поэта с собратьями по перу; выделить основные темы и особенности фетовской лирики; на примере стихотворений показать, что произведения Фета, отображая природу в ее тончайших переливах и нюансах, несут в себе огромный заряд жизнеутверждающей силы.

Наглядные пособия: фотографии поэта, поэтические сборники Фета (выставка).

Ход уроков

1. Вступительное слово учителя.

    Жизнь и творчество А. А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 — 1892) — выдающийся поэт лирик ХIХ века, публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев, Л. Толстой и Н. Щедрин1; А. Блок считал Фета своим учителем. П. И. Чайковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы написали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Римский - Корсаков), «В дымке-невидимке» (Танеев), «Я тебе ничего не скажу...» (Чайковский), «На заре ты ее не буди...» (Варламов) и др.

1 Н. Щедрин — М. Е. Салтыков-Щедрин.

Очень точно сказал о значении творчества А. А. Фета его современник — поэт А. Жемчужников:

Памяти Шеншина-Фета

Он в мире грезы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

Невоплотимой красоты.

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

То публициста, то поэта —

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительные Фета.

Беседа с учащимися по вопросам:

1. В чем же «пленительность» стихов Фета?

2. Почему его судьбу называют одновременно счастливой и печальной?

II. Выступления учащихся с индивидуальными сообщениями.

    1. Начало жизненного пути А. А. Фета

Мать Фета, Каролина Шарлотта Фёт, в 1820 г. покинула Германию с русским дворянином А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий отец будущего поэта Иоганн Фёт — чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия.

Поэт ставит цель — вернуться в дворянское лоно Шеншиных — и с фантастическим упорством добивается ее: с 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шеншиным.

Образование. Учился в немецком пансионе в г. Верро, начал сочинять стихи. Московский университет (словесное отделение) Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увлеченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.

    2. Основные этапы творческой биографии А. А. Фета

Творческий дебют — первая книга «Лирический пантеон» (1840), стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Восхищенные отзывы о произведениях Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева.

Военная служба. (Цель — вернуть дворянское звание и фамилию). Военную службу в Херсонской губернии поэт подчиняет тренировке воли и выработке непоколебимого упорства «мгновенному достижению цели кратчайшим путем» [30. С. 228].

Цикл стихотворений о любви. «В душе, измученной годами...», «Ты отстрадала, я еще страдаю...», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок...», «Не вижу ни красы твоей нетленной...», «Долго снились мне вопли рыданий твоих...» и др.

(Выразительное чтение стихотворений.)

Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей воз любленной Марии Лазич, с которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по службе» [5]. Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка.

Преобладающая тональность любовной лирики Фета — трагическая.

Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» — необычайный творческий взлет А. А. Фета.

Цикл стихотворений о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

(Выразительное чтение стихотворений о природе.)

Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и др. были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская» проза: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы — «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда. (Фет купил имение Степановка Орловской губернии, затем имение Воробьевка Курской губернии, приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым хозяином и коммерсантом.)

Поэзия и проза Фета — художественные антиподы. По мнению Фета, проза — язык жизни обыденной, а поэзия — жизнь человеческой души и природы.

Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870 — 1892). «В вечер такой золотистый и ясный...» (1886), «Одним толчком согнать ладью живую...» (1887), «Никогда» (1879). «Ночь лазурная смотрят на скошенный луг...» (1892) и др.

Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит» [15].

Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888. 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части, потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

Переводческая деятельность Фета. Переводит стихи античных поэтов, Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и др. В переводах стремится к точности. «Конечно, перевожу буквально», — пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.

3. А. А. Фет — поэт «чистого искусства»

Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» [6]. (Как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство. Поэт писал:

Неизбежно,

Страстно, нежно

Уповать,

Без усилий

С плеском крылий

Залетать

В мир стремлений,

Преклонений

И молитв;

Радость чуя,

Не хочу я

Ваших битв.

Поэзия Фета — поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи — это лирические миниатюры, с помощью которых он передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой».

Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

    1) В чем, по вашему мнению, необычность жизни и творчества Фета?

    2) Что поражало современников в характере поэта?

    3) В чем суть теории «чистого искусства»?

    4) Что составляет неумирающую прелесть стихов Фета?

2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его.

3. Индивидуальные сообщения и задания по темам:

1) А. А. Фет — поэт-музыкант.

Подобрать романсы русских композиторов на стихи Фета.

2) Почему стихи поэта подвергались критике? Какие пародии на стихи Фета вы знаете?