Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 87. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА А. А. ФЕТА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЕГО ПОЭЗИИ
Цели урока: расширить представление учащихся о творчестве Фета, о художественном своеобразии его поэзии; помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность большинства текстов Фета; выяснить, что поражало современников в характере поэта, почему стихи Фета вызвали большое количество споров, пародий, насмешек; формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения.
Наглядные пособия: портрет А. А. Фета; грамзапись романсов и песен на стихи поэта.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Опрос по вопросам:
1. Что, по вашему мнению, необычно в жизни и творчестве Фета?
2. Каковы взаимоотношения поэта с собратьями по перу? Почему Фет «разорвал» отношения с журналом «Современник»?
3. В чем суть теории «чистого искусства»?
4. Что поражало современников в поступках и характере Фета? (двойственность: Фет — проникновенный лирик и поклонник красоты во всех ее проявлениях, и Фет — жесткий и расчетливый хозяин больших поместий, яростный защитник помещичьих интересов.)
5. Каковы основные темы и мотивы лирики Фета?
(Фету были чужды душевные бури и тревоги. Его можно назвать певцом природы и любви. Любовь в изображении Фета — олицетворение и печали, и треволнений, и легкой радости. Любовная лирика отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой.
Поэтична и музыкальна пейзажная лирика Фета. Он умел «очеловечить» природу, найти в ней отзвук своим настроениям.
У Фета есть стихи об искусстве, о роли поэта и поэзии: «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге сена ночью южной...» и др. Искусство, по мнению Фета, не должно быть связано с жизнью. Истинная поэзия доступна только избранным.)
II. Выразительное чтение стихотворений. Анализ лирических произведений Фета.
1. Чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье...»
Это стихотворение — «визитная карточка» А. Фета.
Беседа с учащимися по вопросам:
1) О чем стихотворение?
2) Каковы особенности поэтического языка?
(В стихотворении нет цельного образа. Какие-то смутные очертания да неясные звуки... Поэт передает неповторимость происходящего. Все стихотворение — одно большое сложное предложение, состоящее из цепочки назывных. Стихотворение, в котором нет ни одного глагола! По словам великого Л. Толстого, каждое выражение — картина».)
2. Индивидуальное сообщение учащегося.
Вопрос и задание:
1) Почему именно стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» вызвало большое количество споров и насмешек?
2) Прочитайте стихотворные пародии на это произведение Фета. Критике подверглось содержание стихотворения, а не поэтическое мастерство Фета. Вот одна из пародий.
Сатира «Беседа с Музой» (1863)
В. Богданов
— Стой! — прервала Муза, —
Вникнет
В эту песнь сонм важных лиц.
И как раз тебе он крикнет:
Цыц! Цыц! Цыц!
Скажут: песня не из лестных...
Навлечешь как раз их гнев,
Лучше пой, брат, про прелестных
Дев, дев, дев.
Обратись к луне, природе,
Пой утехи юных лет —
Ведь поет же в этом роде
Фет, Фет, Фет.
3. Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения Фета.
Вопросы:
1) В чем проявляется мастерство А. А. Фета в изображении тончайших душевных состояний человека?
2) Какие стихотворения Фета посвящены теме любви? Кому они адресованы?
3) В чем своеобразие пейзажной лирики Фета? [13. С. 98].
4. Индивидуальное сообщение «А. А. Фет — поэт-музыкант».
Одним из первых было положено на музыку композитором Варламовым стихотворение «На заре ты ее не буди...». Чувства женщины переданы Фетом с исключительной художественной выразительностью.
(Прослушивание романсов и песен на стихи Фета.)
Выводы. Муза Фета служила идеалам красоты и любви. Поэт «умел подмечать тонкие, едва уловимые проявления жизни природы и человеческих переживаний» [25]. Необычные сочетания простых русских слов, пронизанные музыкой ритма, заставляли читателей проникнуться настроениями поэта. Поэтические смелость и простоту Фета в изображении природы и человека высоко оценили передовые читатели.
Домашнее задание.
1. Сочинение (срок написания — 10 дней). Примерные темы:
1) Русская природа в лирике Ф. И. Тютчева.
2) Как понимает А. А. Фет назначение поэзии?
3) Каким я представляю себе А. А. Фета (Ф. И. Тютчева)?
4) Мое любимое стихотворение Ф. И. Тютчева (А. А. Фета). (Восприятие, истолкование, оценка.)
2. Подготовиться к опросу (викторине) по творчеству А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.
3. Индивидуальные задания:
1) Почему Н. А. Некрасова называют поэтом «мести и печали»? Очерк жизни и творчества (с анализом ранее пройденных произведений: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.).
2) Выразительное чтение отрывков из произведений Н. А. Некрасова.