Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Уроки 90 - 91. ЛИРИКА Н. А. НЕКРАСОВА
Цели уроков: показать разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.
Ход урока
I. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Какие впечатления детства и юности повлияли на мировоззрение и творчество Н. А. Некрасова?
2. Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?
3. Расскажите о деятельности Некрасова как редактора и журналиста.
4. Что значит, по Некрасову, «быть гражданином»?
На протяжении всего творческого пути у Некрасова было одно желание — донести свое слово до народа, содействовать его пробуждению. Поэт сознательно подчинил свою поэзию не литературным, а общественным задачам: «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть
бойцом». Поэт считал, что каждый честный человек должен быть прежде всего гражданином — это значит отдать всего себя борьбе за народное счастье.
II. Объяснение нового материала.
Слово учителя.
Основные темы и мотивы лирики Н. А. Некрасова
Через все творчество Некрасова проходит образ дороги, которая является символом крестного пути России в поисках счастья и смысла жизни.
Нередко в произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив — встреча людей различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга, или же враждебны по отношению друг другу.
Основные темы лирики Некрасова:
1 Тема родины и природы.
(«Тишина». 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На Волге», 1860 г. «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина». 1846 г.)
«Родина». (Чтение стихотворения)
Вопрос: Какие воспоминания о детстве поэта отразились в стихотворении?
«Рыцарь на час». (Чтение стихотворения.)
Вопросы:
1) Каким настроением проникнуто стихотворение?
2) Каков смысл названия?
3) Какую роль играют в некрасовском стихотворении образ церкви и изображение на ней апостола Павла с мечом?
«Родина». «Рыцарь на час». В стихотворениях отражены тягостные воспоминания поэта о детстве, об отце, матери... Автобиографическая достоверность сочетается с широкими обобщениями. Родина поэта — это Волга, помещичьи угодья, сад, дом. Это и вся Россия. Образ прекрасной, но поруганной родины связан с образом матери.
«Перед дождем», «Зеленый шум». (Чтение стихотворений.)
(На примере стихотворений покажите своеобразие некрасовского пейзажа.)
Природа у Некрасова всегда в движении: вот-вот пойдет осенний дождь. Неожиданно поэт переносит читателя из мира природы («Перед дождем») в мир социальных отношений — жандарм везет арестованного по грязной дороге. В стихотворении выражены гнев поэта и сочувствие тому, чей облик угадывается за фигурой жандарма.
В «Зеленом шуме» нарисовать прекрасный весенний пейзаж мог только поэт, безгранично любящий русскую природу.
2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.)
(«Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения: «В дороге», 1845 г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью...» и др.)
Реализация домашнего задания: прочитать (наизусть) и проанализировать стихотворения «В дороге», «Тройка». (Если класс слабый, можно предложить после чтения стихотворений беседу по вопросам.)
«В дороге». (Чтение стихотворения.)
Вопросы:
1) О какой человеческой драме мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной?
2) Что томит Грушу, кроме работы?
3) Почему она плачет — только ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она?
4) Виновен ли муж-ямщик, заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену?
«В дороге» — это рассказ о двух поломанных судьбах: рассказчика-ямщика и его жены —
несчастной Груши, смолоду по барской прихоти, воспитанной в господской семье. Отданная замуж за крестьянина, она как будто «чужая среди своих». «Сам крестьянин предстает как бы в новом качестве, как человек со своей частной судьбой, со своим индивидуальным несчастьем. Общие судьбы на рода выражены как частный вариант, личная судьба» [10. С. 153]. В стихотворении возникает образ русской проселочной дороги.
«Тройка». (Чтение стихотворения.)
Вопросы:
1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения?
2) Почему Некрасов так горюет из-за судьбы девушки?
3) Какие две жизненные дороги, открывающиеся перед девушкой, рисует поэт?
4) Что несет будущий страшный мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре ямщика?
Образ «промчавшейся», «бешеной» тройки, окаймляющей стихотворение, — это символ несбывшейся, неуловимой мечты, ускользающего счастья и надежды. «Знай свое место, холопка!».
3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов.
(«Памяти приятеля». 1853 г.: поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.: «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др.)
Реализация домашнего задания: прочитать наизусть «Памяти Добролюбова», проанализировать стихотворение.
«Памяти Добролюбова». (Чтение стихотворения.)
Вопросы:
1) Расскажите о времени написания стихотворения.
Это годы реакции, невероятной жестокости правительства по отношению к недовольным грабительской «крестьянской реформой». Некрасов «теряет» своих друзей -единомышленников. Поэту потребовалось немало мужества, чтобы выстоять в тяжелой борьбе.
2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?
Это человек, горячо любящий родину, мужественный, сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа. Некрасов скорбит о рано ушедшем друге:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок.
Поэма «Дедушка» (1870).
Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки.
Поэма «Русские женщины» (1872 — 1873).
Состоит их 2 частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Некрасов прослеживает жизнь героинь, рассказывает об их характерах. Поэт открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках. В финале происходит встреча Волконской и Трубецкой и свидание с ссыльными. Поэт потрясен мужеством и стой костью русских женщин-декабристок.
5. Тема любви.
«Я не люблю иронии твоей...», 1859 г.: «Мы с тобой бестолковые люда...», 1851 г.; «Да, наша жизнь текла мятежно», 1850 г и др. (Чтение стихотворений.)
Вопрос: Что нового внес Некрасов в русскую любовную лирику?
Стихи, посвященные А. Я. Панаевой, воспевают большое чувство. Любимая женщина — друг и помощница в борьбе и трудах. Но в то же время поэт не скрывает «прозу» жизни. Рядом с любящим героем появляется образ независимой героини, иногда своенравной и неуступчивой.
Стихи Некрасова нередко рассказывают о драматических страницах любви.
6. Тема поэта и поэзии.
(«Поэт и гражданин», 1856 г.; «Друзья», 1876 г.; «Элегия» 1874 г.; «Сеятелям». 1876 г.)
Вопрос: Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе?
Главная задача поэзии — служение родине и народу. Н. Некрасов в письме к Л. Толстому: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности заступника за безгласных и приниженных».
Домашнее задание.
1. Прочитать одну из поэм Некрасова (по выбору).
2. Сообщение.