Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 95. РОМАН ЧТО ДЕЛАТЬ. ПРОБЛЕМАТИКА, ЖАНР, КОМПОЗИЦИЯ. СТАРЫЙ МИР В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Цели урока: познакомить учащихся с творческой историей романа «Что делать?», рассказать о прототипах героев романа; дать представление о проблематике, жанре и композиции произведения; выяснить, в чем притягательная сила книги Чернышевского для современников, как повлиял роман «Что делать?» на русскую литературу; назвать героев романа, передать содержание важнейших эпизодов, остановиться на изображении писателем «старого мира».
Ход урока
I. Опрос по вопросам:
1. Кратко охарактеризуйте основные этапы жизни и деятельности Н. Г. Чернышевского.
2. Можно ли назвать жизнь и творчество писателя подвигом?
3. В чем значение диссертации Чернышевского для его времени? Что в ней актуального для наших дней?
II. Рассказ учителя (или подготовленного ученика).
Творческая история романа «Что делать?». Прототипы романа
Самый известный роман Чернышевского «Что делать?» был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости за кратчайшие сроки: начат 14 декабря 1862 года и завершен 4 апреля 1863 года. Рукопись романа прошла двойную цензуру. В первую очередь с произведением Чернышевского познакомились члены следственно комиссии, а затем цензор «Современника». Сказать, что цензура полностью «просмотрела роман, не совсем верно. Цензор О. А. Пржецлавский прямо указывал на то, что «это произведение... оказалось апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми» [10. С. 121]. Другой цензор В. Н. Бекетов, видя на рукописи печать комиссии, «проникся трепетом» и пропустил, не читая, за что и был уволен.
Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (таково полное название произведения Чернышевского) вызвал неоднозначную реакцию читателей. Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?». Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь: «Молодые люди толпою пошли за Лопуховым и Кирсановым, молодые девушки заразились примером Веры Павловны... Меньшинство нашли себе идеал... в Рахметове». Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором.
В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С. Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др.
О прототипах. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека — ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны — Обручева. Кирсанова — Сеченов.
В образе Рахметова замечены черты Бахметьева, саратовского помещика, который часть своего состояния передал Герцену на издание журнала и революционную работу. (В романе есть эпизод, когда Рахметов, находясь за границей, передает Фейербаху деньги на издание его сочинений). В образе Рахметова можно увидеть и те черты характера, которые были присущи самому Чернышевскому, а также Добролюбову, Некрасову.
Роман «Что делать?» Чернышевский посвятил своей жене Ольге Сократовне. В своих воспоминаниях она записала: «Верочка (Вера Павловна) — я, Лопухов взят с Бокова».
В образе Веры Павловны запечатлены черты характера Ольги Сократовны Чернышевской и Марии Обручевой.
III. Лекция учителя (краткое изложение).
Проблематика романа
В «Что делать?» автор предложил открытую Тургеневым в «Отцах и детях» тему нового общественного деятеля (в основном из разночинцев), сменившего тип «лишнего человека». «Нигилизму» Е. Базарова противостоят взгляды «новых людей», его одиночеству и трагической смерти — их сплоченность и стойкость. «Новые люди» — главные герои романа.
Проблемы романа: появление «новых людей»; люди «старого мира» и их социально - нравственные пороки; любовь и эмансипация, любовь и семья, любовь и революция (Д. Н. Мурин).
О композиции романа. Роман Чернышевского построен так, что жизнь, действительность, предстает в нем в трех временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Прошлое — старый мир, существующий, но уже изживающий себя; настоящее — это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений. Будущее — это уже приближающаяся мечта («Четвертый сон Веры Павловны»). Композиция романа передает движение от прошлого к настоящему и будущему. Автор не только мечтает о революции в России, он искренне верит в ее осуществление.
О жанре. Единодушного мнения в этом вопросе нет. Ю. М. Прозоров считает «Что делать?» Чернышевского — социально-идеологическим романом, Ю. В. Лебедев — философско-утопическим романом, созданным по законам, типичным для этого жанра [13]. Составители биобиблиографического словаря «Русские писатели» считают «Что делать?» художественно публицистическим романом [15].
(Есть мнение, что роман Чернышевского «Что делать?» семейно-бытовой, детективный, публицистический, интеллектуальный и др.)
IV. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Вопросы:
1. Назвать ведущих персонажей, передать содержание запомнившихся эпизодов.
2. Каким изображает Чернышевский старый мир?
3. Почему расчетливая мать тратила огромные деньги на образование дочери? Оправдались ли ее ожидания?
4. Что позволяет Верочке Розальской освободиться от гнетущего влияния семьи и стать «новым человеком»?
5. Что нового внес автор в изображение «старого мира»?
6. Покажите, как сочетается в изображении «старого мира» эзопова речь с открытым выражением авторского отношения к изображаемому?
Чернышевский показал две социальные сферы старой жизни: дворянскую и мещанскую.
Представители дворянства — домовладелец и прожигатель жизни Сторешников, его мать Анна Петровна, друзья-приятели Сторешникова с именами на французский манер — Жан, Серж, Жюли. Это не способные к труду люди — эгоисты, «поклонники и рабы собственного благополучия».
Мещанский мир представлен образами родителей Веры Павловны. Марья Алексеевна Розальская — энергичная и предприимчивая женщина. Но на свою дочь и мужа она смотрит «под углом зрения доходов, которые из них можно извлечь» (Ю. М. Прозоров).
Писатель осуждает Марью Алексеевну за жалность, эгоизм, черствость и ограниченность, но в то же время и сочувствует ей, считая, что жизненные обстоятельства сделали ее такой. Чернышевский вводит в роман главу «Похвальное слово Марье Алексеевне».
Домашнее задание.
1. Чтение романа до конца.
2. Сообщения учащихся о главных героях: Лопухове, Кирсанове, Вере Павловне, Рахметове.
3. Индивидуальные сообщения (или доклад) по темам:
1) Что же «прекрасно» в жизни, нарисованной Чернышевским в «Четвертом сне»?
2) Размышления над афоризмами («Будущее светло и прекрасно»).
3) Вера Павловна и ее мастерские.