Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 96. НОВЫЕ ЛЮДИ В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО. ОСОБЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ
Цели урока: расширить представления учащихся о «новых людях», помочь почувствовать их самобытность, красоту, богатую и напряженную умственную жизнь; проследить по тексту превращение Рахметова в «особенного человека»; выяснить, что общего между Рахметовым и «новыми людьми», чем он от них отличается; рассмотреть, как показано будущее в романе.
Ход урока
I. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Кого мы относим к «новым людям» и для чего показаны их биография?
2. Что общего в судьбах Лопухова и Кирсанова?
3. Почему, на ваш взгляд, автор сознательно подчеркнул в своих героях качество обыкновенности?
4. С какой целью введена в роман фигура Рахметова?
5. Какие обстоятельства жизни Рахметова способствуют превращению его в «особенного человека»?
6. Как показана сложность душевной жизни Рахметова?
7. Что общего у Рахметова с «новыми людьми», чем он отличается от них?
8. В чем смысл жизни Веры Павловны?
9. Как показано будущее в романе?
II. Сообщение учащихся о главных героях романа.
Выводы. Своим романом «Что делать?» Чернышевский отвечает, что делать, чтобы приблизить «светлое и прекрасное» будущее. Он создает образы обыкновенных «новых людей», которые знают, как это сделать.
Лопухов и Кирсанов — разночинцы, гордящиеся своим происхождением. Они много читают, занимаются медициной, увлекаются естественными науками. Это люди сильной воли и большого ума, с чувством собственного достоинства. (Эти качества сближают «новых людей» Чернышевского с тургеневским «лишним человеком» Базаровым.)
В отличие от Базарова, Лопухов и Кирсанов любят и понимают искусство, умеют чувствовать красоту природы. Они не одиноки. Чернышевский поминает и о студенческой молодежи, окружающей Лопухова и Кирсанова, и об офицерах, близких к Рахметову. Рядом с «новыми людьми» еще один положительный герой — автор.
Н. Чернышевский пишет о Лопухове и Кирсанове как о людях нового типа: «Каждый из них — человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то... так, что оно не выскользнет из рук; это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них — человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека во всем безусловно?». Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она, горяча и неизменна, — смело кладите на нее свою голову, на ней можно отдохнуть».
Необходимо отметить, что Лопухов умеет общаться с молодежью, увлечь ее. Он пропагандист. Кирсанов — талантливый ученый, борец в науке.
Вера Павловна, как и большинство «новых людей», рано начала работать преодолевать невзгоды и трудности. Для нее недостаточно быть счастливой только в личной жизни. Она хочет жить для народа, бороться за освобождение других женщин. Ее невозможно заставить что-либо делать против воли. Личное счастье «невозможно без счастья других». (Таков взгляд писателя на роль женщины в обществе.)
Рахметов в романе Чернышевского — «особенный человек», «ригорист», человек «другой породы» (т. е. профессиональный революционер, вождь). Автор пишет: «Я встретил до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)».
Рахметов по своему происхождению — дворянин, но по взглядам на жизнь, на народ он — демократ.
Умный, одаренный, отличающийся редкой трудоспособностью, он заранее готовит себя к революционной работе. Огромно его желание освободить от угнетения народ. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало... Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли», — пишет с восхищением Н. Чернышевский.
III. Прослушивание и рецензирование докладов (или сообщений).
Примерные темы:
1. Что же «прекрасно» в жизни, нарисованной Чернышевским в «Четвертом сне»?
2. Размышления над афористическим высказыванием Чернышевского: «Будущее светло и прекрасно...».
3. Вера Павловна и организованные ею мастерские.
Домашнее задание (по группам).
Биография Салтыкова-Щедрина:
1) Детство и юность сатирика.
2) Начало литературной деятельности.
3) «Губернские очерки» (обзор).
4) Салтыков-Щедрин на государственной службе.
5) Работа в «Современнике» и «Отечественных записках».
6) Сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».