Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 65. ГОРОД КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
Цели урока: углубить представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; в сжатой форме рассказать об основных событиях в пьесе Островского от лица действующих лиц; совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа с учащимися по вопросам:
1. В чем суть основного конфликта в пьесе «Гроза»?
2. Действие происходит в уездном городе Калинове. Каким вы его представляете?
3. Прочитайте сочинения «Роль пейзажа в пьесе Островского «Гроза».
4. Кто из героев пьесы по-настоящему понимает и чувствует красоту окружающего мира?
5. Расскажите о жителях Калинова.
6. Почему с семьей Кабановых автор знакомит нас только в 5 -м явлении I действия?
Действие происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. «Вид необыкновенный! Красота! душа радуется пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу», — с восторгом говорит Кулигин, заставляя и нас восхищаться необыкновенным пейзажем.
В центре Калинова — базарная площадь с торговыми рядами, неподалеку старая церковь для прихожан. Кажется, что все мирно и спокойно в городе. Но это не так. За высокими заборами в купеческих домах «кипит другая жизнь», уродливая и отталкивающая. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит Кулигин. Беззаконие и безобразие творятся в Калинове. Грубостью и жестокостью отличаются хозяева города, они издеваются над своими домочадцами. Это настоящие самодуры, они невежественны, сведения о жизни получают от малограмотных странниц.
Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят! И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!»
Создается впечатление, что обитатели города Калинова отгорожены от всего мира. Одни властвуют и тиранят, другие — терпят.
А. Н. Островский тщательно «живописует» весь уклад замкнутого в четырех стенах патриархально-купеческого быта. В то же время драматург выступает и как лирик: изображая волжский пейзаж дает почувствовать красоту и притягательность мира природы, естественности и изначальной свободы.
Выбран местом действия общественный сад города Калинова, Островский сделал естественным появление всех действующих лиц пьесы. Семейство Кабановых появилось тогда, когда уже все стало известно и о городе, и о его жителях.
II. Чтение по ролям I действия (5 — 9-е явления).
III. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Расскажите о семье Кабановых.
2. Докажите, что Марфа Игнатьевна — глава семьи.
3. Как вы понимаете слово «порядок», что значит оно в устах Кабанихи?
4. Каким открывается нам внутренний мир Катерины?
5. Почем Кабаниха ненавидит Катерину?
6. В чем различие жизни Катерины в доме родителей и в семье мужа?
7. Каковы взаимоотношения Катерины с другими членами семьи Кабановых?
8. В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары?
IV. Пересказ содержания 2 — 5-го действий (или отдельных фрагментов) от лица одного из главных героев: Катерины, Кабанихи, Тихона или Варвары. (Ученик сам выбирает, от чьего лица будет рассказывать о событиях в Калинове.)
Домашнее задание (по группам):
1-я группа: Написать сочинение — продолжение пьесы «Гроза»: Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?
2-я группа: Выписать цитаты, характеризующие Дикого и Кабаниху.
3-я группа: Ответить на вопросы:
1) Что подразумевал Добролюбов под «темным царством»?
2) Что значит «самодур»?
3) Что является причиной необузданного произвола Дикого?
4) Как относится Кабаниха к Катерине. Тихону. Варваре?
5) Расскажите об отношении Кабанихи к «новым порядкам)».